«Лучший голос мира», знаменитое сопрано Кири Те Канава споет в Москве. На ее концерты в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке публика скупала даже «стоячие» места. В Доме музыки пока еще есть билеты.

Кири Те Канава с дирижером Джулианом Рейнольдсом

Одну из последних великих примадонн ХХ века Москва открыла для себя довольно поздно. В прошлый приезд Кири Те Канава в 2004-м всем казалось, что это обычный визит теряющей голос дивы в далекую провинцию, где можно заработать денег и славы. Однако голос ее звенел и летел сквозь ватную акустику зала Дома музыки, а в программе не было ни одной попсовой арии. Кири словно чувствовала, что может покорить зал без всяческих подачек в виде песен Гершвина. Сейчас ей 66, и в прошлом году она официально объявила, что уходит с оперной сцены, но не прекращает концертной деятельности. А потому у нас вновь есть шанс послушать пение такого качества, которое сейчас днем с огнем надо искать на оперном небосклоне.

Чужестранный голос
Ее карьера удивительна. Девушке из древнего аристократического рода маори (аборигены Новой Зеландии) непросто было попасть на сцену Лондонского королевского театра: экзотические цветы редко приживаются на европейской почве. Но Кири сумела, причем в таком «запетом» репертуаре, как Микаэла в «Кармен», Дездемона в «Отелло», Графиня в «Свадьбе Фигаро». Исполненные звенящим и чуть пряным голосом чужестранки, эти партии вдруг обретали невероятную свежесть и изысканность на видавших виды европейских сценах. На многие поколения она стала лучшей моцартовской Графиней — записав эту партию трижды, в том числе и на видео. Еще одним козырем ее репертуара стал Рихард Штраус. Новозеландке удалось почувствовать все тонкие венские нюансы «Кавалера роз» или «Арабеллы», где за фижмами и кринолинами прячутся почти фрейдистские страсти и комплексы. Вообще ее фирменная сдержанность, скрывающая за собой глубину переживаний, — редкое качество для оперной сцены, где гораздо проще заработать успех страстями на разрыв аорты.

Подруга королей
Cобственная биография певицы вполне сообразна сложным оперным перипетиям. Ее настоящее имя — Клэр Мэри Тереза Рострон, а Кири — прозвище, означающее на языке маори «колокольчик». Так ее называл приемный отец. Кири была удочерена в раннем детстве и своих реальных родителей увидела только будучи взрослой. Ее приемная мать — ирландка, поэтому в протестантской Англии Кири продолжает оставаться ревностной католичкой. Поскольку в приемной семье говорили только по-английски, родной язык Кири учила, уже став очень известной певицей. Однако ей удалось издать несколько сборников маорийских сказок и записать песни своей родины на CD.

Кири часто критикует соотечественников за лень и привычку жить на пособия. Еще более яростно она атакует современных полуоперных-полуэстрадных певцов, которые сделали карьеру с помощью микрофона. «Их не существует на моей карте мира», — заявляет дива, которая, к слову, когда-то сама выступала в ночных клубах Новой Зеландии в качестве поп-певицы. Но это вовсе не пустые слова — вот уже несколько лет как существует фонд молодых певцов, основанный Кири.

Успехи и активная благотворительная деятельность принесли ей массу званий — от «Лучшего голоса мира» до «Дамы-Командора Ордена Британской империи» — и дружбу с Королевской семьей Британии. Кири Те Канава неоднократно пела на юбилеях и торжествах инаугурации. В том числе и для покойной Леди Дианы, с которой близко общалась.

В своем московском концерте Кири, кроме Моцарта и Верди, споет арии из мюзиклов Леонарда Бернстайна и экзотические песни маори. Стоит отметить, что на ее недавние концерты в Hollywood Bowl (17-тысячный зал в Лос-Анджелесе) в нью-йоркской Metropolitan Opera и Кельнской опере были проданы даже «стоячие» места.

27 апреля, Дом музыки, начало концерта в 19.00