Подходит к концу очередной филармонический сезон и уже вовсю продают абонементы на следующий. «Ваш досуг» рассказывает о расстановке сил на пианистическом Олимпе и о том, какие московские концерты сезона 2010-2011 нельзя пропускать.

Екатерина Мечетина

Академисты
Пианистов, собирающих стойкие аншлаги на известную классику, у нас двое — Мацуев и Луганский. Денис Мацуев в свои 35 лет состоит в совете при президенте РФ. Олицетворяет уверенность, успешность, физическое и душевное здоровье нового поколения (правда, он такой один).

38-летний Николай Луганский, интеллигент чеховского толка, в этом смысле в тени. Их гигантские афиши привычно украшают Москву. Вот и сейчас Мацуев на билбордах 3×8 в вольной европейской манере сидит у подножья рояля. Луганского же обычно дают крупно «с лирическими глазками». Огромное достоинство обоих: продолжают жить в России. 26 сентября стоит послушать два Концерта Шопена в исполнении Луганского. Мацуев 27 декабря играет сплошь Шумана. Это большое испытание даже для него.

Чуть младше Дениса питерская звезда Петр Лаул. У него сольный концерт в Малом зале консерватории 28 ноября. Здесь же 18 декабря играет Александр Мельников, честный последователь Рихтера и лауреат большого «Триумфа».

Молодая публика в восторге от 24-летнего Андрея Коробейникова, имеющего, кроме консерваторского, еще и юридическое образование. Он победитель Конкурса имени Скрябина. Даты его концертов в Москве пока зыбки: «Выступлю с певицей Яной Иваниловой на каком-нибудь фестивале, — говорит Андрей, — а с Московской филармонией, равно как и с Московской консерваторией, сотрудничества нет».

Рояль — дело неженское, но надо же чем-то разбавить мужскую компанию. Красавица Екатерина Мечетина 21 октября солирует в Концерте Дворжака; 12 декабря — в столь же редких у нас «Джиннах» Франка.

Самый молодой из этой когорты — 19-летний Филипп Копачевский: 29 октября он играет Второй концерт Брамса, 7 декабря — Третий концерт Рахманинова.

Ох уж этот Третий Рахманинова! Его везде так много! Ведь большая часть публики ходит не столько слушать музыку, сколько радоваться ее узнаванию. Раньше все были помешаны на Втором концерте Рахманинова, теперь — на Третьем.

Оригиналы
Продвинутому меломану интереснее пианисты, у которых программы не повторяются. Они — люди поступка.

Фигура, которой сейчас нет равных, — Алексей Любимов. Он не подмигивает с афиш, но знатоки произносят его имя с придыханием. Любимов играет, с одной стороны, классику без макияжа, какой ее задумал композитор, часто на инструментах того времени (например, «полысевшую» «Лунную сонату» Бетховена); с другой — диковины авангарда. Оба вектора парадоксально смыкаются в точке свободомыслия, за которое, проведя недавно вечер в защиту Ходорковского, Любимов уже поплатился резким сокращением числа концертов. Пока объявлено лишь его выступление 19 декабря в Рахманиновском зале, где прозвучат 24 прелюдии Дебюсси.

Иван Соколов (живет в Германии) не только играет, но и столь же умно говорит прямо за роялем. Он регулярно выступает в Доме-музее Скрябина, раскрывая потусторонние, но слышимые связи между всеми композиторами вообще.

Столь же неординарен пианист, писатель, поэт Валерий Афанасьев (живет в Версале), автор сердитой книжки «Что такое музыка?». 25 февраля он солирует в Концерте Шумана.

Борис Березовский

Борис Березовский (живет в Бельгии) — титан иной закалки. На его счету такие подвиги, как исполнение за один присест пяти Концертов Бетховена или двух тетрадей Этюдов Листа. «Когда я ухожу со сцены, немножко подкашиваются ноги», — признается пианист. 18 декабря он играет Третий концерт Рахманинова, а 8 января у него сольный вечер в Зале Гнесинской академии. Его мечта — повторить грандиозный цикл Исторических концертов Антона Рубинштейна: 175 сочинений, охватывающих всю историю фортепианного исполнительства.

Как и Березовский, пока не находит себе продюсера, адекватного масштабному проекту, Андрей Гаврилов (живет в Швейцарии). «Я хочу дать 30–40 концертов по лагерному маршруту от Москвы до Соловков с завершением акции громадным концертом в столице, — сообщил он. — Но все упирается в политическое решение, которое никак не обретет законченную форму». Так что пока довольствуемся выступлением самого эксцентричного пианиста в Гнесинке 10 октября.

Необычны два молодых пианиста, засветившихся на II конкурсе имени Рихтера. Сергей Каспров 27 марта в Рахманиновском зале представит мистического Листа. Александр Браже 20 февраля дебютирует в Камерном зале филармонии с концептуальной программой: «Карнавал» Шумана как карнавал истории с неожиданными звучащими аллюзиями.

Смельчаки
34-летний Петр Айду руководит Музыкальной лабораторией театра «Школа драматического искусства». Только глупые гагары думают, что его успех — в интересной готической внешности. Недавно он возродил «Персимфанс» — оркестр без дирижера в духе 20-х годов (называя этот сложнейший проект «панковским»). Сам же Айду играет все и на всем! 11 октября он открывает в Кремле фестиваль «Четыре века французской музыки» программой из сочинений XVII века, где будет солировать на клавесине, лютне и гитаре. 24 февраля в Камерном зале Дома музыки сыграет программу «Раздвоение личности» на... двух роялях одновременно.

Проектом «Маленькая коллекция колоколов и колокольчиков» Айду связан с 29-летним Федором Амировым, техничным, как самурай. Амиров, конечно, бесстрашно примет участие в новом филармоническом фестивале «Другое пространство», который начнется в Филармонии 20 июня.

Иностранцы
Гастролерами мы поживимся в основном за счет Года Франции в России. Номер один — Паскаль Девуайон, когда-то главный соперник Михаила Плетнева на VI конкурсе им. Чайковского (6 и 7 ноября); номер два — мессианист Пьер-Лоран Эмар (20 и 21 ноября). Приедут две умницы и красавицы. Одна — Брижит Анжерер, последняя ученица и возлюбленная московского профессора Станислава Нейгауза, так что часть ее сердца навсегда с нами. 19 сентября она сыграет эффектную программу на два рояля с Борисом Березовским. Другая — Элен Гримо (14 и 16 декабря). Элен — автор книги «Дикие гармонии:жизнь с музыкой и волками». Русский человек сразу подумает, что речь идет о конкурентах. Но Гримо просто-напросто дружит с волками и держит их в домашнем заповеднике.

Вне французской программы нас традиционно посетит любимчик московской публики британец Фредерик Кемпф (12 декабря). В 1998 году на конкурсе Чайковского он соперничал с Мацуевым, да кто ж устоит.

Михаил Плетнев

Великие буки
Техникой теперь никого не удивишь. Но хочется тонких эмоций, вложенных авторами. Сегодня не получается Шуберт — «мастер леденения душ», как называет его Афанасьев; и все чаще говорят, что пора лет на десять запретить опошленного Шопена...

Но есть в России два пианиста, владеющие всеми тайнами без остатка. От одной лишь чистоты и безгрешности их игры в глазах стынут слезы. Первый — Михаил Плетнев — играть на рояле отказывается. Второй — петербуржец Григорий Соколов — столицу принципиально игнорирует. Обиделись на что-то. Но пусть знают, что московская публика по-прежнему ждет и надеется.