Подходит к концу очередной филармонический сезон и уже вовсю продают абонементы на следующий. «Ваш досуг» рассказывает о расстановке сил на пианистическом Олимпе и о том, какие московские концерты сезона
Екатерина Мечетина
Академисты
Пианистов, собирающих стойкие аншлаги на известную классику, у нас двое — Мацуев и Луганский. Денис Мацуев в свои 35 лет состоит в совете при президенте РФ. Олицетворяет уверенность, успешность, физическое и душевное здоровье нового поколения (правда, он такой один).
Чуть младше Дениса питерская звезда Петр Лаул. У него сольный концерт в Малом зале консерватории 28 ноября. Здесь же 18 декабря играет Александр Мельников, честный последователь Рихтера и лауреат большого «Триумфа».
Молодая публика в восторге от
Рояль — дело неженское, но надо же чем-то разбавить мужскую компанию. Красавица Екатерина Мечетина 21 октября солирует в Концерте Дворжака; 12 декабря — в столь же редких у нас «Джиннах» Франка.
Самый молодой из этой когорты —
Ох уж этот Третий Рахманинова! Его везде так много! Ведь большая часть публики ходит не столько слушать музыку, сколько радоваться ее узнаванию. Раньше все были помешаны на Втором концерте Рахманинова, теперь — на Третьем.
Оригиналы
Продвинутому меломану интереснее пианисты, у которых программы не повторяются. Они — люди поступка.
Фигура, которой сейчас нет равных, — Алексей Любимов. Он не подмигивает с афиш, но знатоки произносят его имя с придыханием. Любимов играет, с одной стороны, классику без макияжа, какой ее задумал композитор, часто на инструментах того времени (например, «полысевшую» «Лунную сонату» Бетховена); с другой — диковины авангарда. Оба вектора парадоксально смыкаются в точке свободомыслия, за которое, проведя недавно вечер в защиту Ходорковского, Любимов уже поплатился резким сокращением числа концертов. Пока объявлено лишь его выступление 19 декабря в Рахманиновском зале, где прозвучат 24 прелюдии Дебюсси.
Иван Соколов (живет в Германии) не только играет, но и столь же умно говорит прямо за роялем. Он регулярно выступает в Доме-музее Скрябина, раскрывая потусторонние, но слышимые связи между всеми композиторами вообще.
Столь же неординарен пианист, писатель, поэт Валерий Афанасьев (живет в Версале), автор сердитой книжки «Что такое музыка?». 25 февраля он солирует в Концерте Шумана.
Борис Березовский
Борис Березовский (живет в Бельгии) — титан иной закалки. На его счету такие подвиги, как исполнение за один присест пяти Концертов Бетховена или двух тетрадей Этюдов Листа. «Когда я ухожу со сцены, немножко подкашиваются ноги», — признается пианист. 18 декабря он играет Третий концерт Рахманинова, а 8 января у него сольный вечер в Зале Гнесинской академии. Его мечта — повторить грандиозный цикл Исторических концертов Антона Рубинштейна: 175 сочинений, охватывающих всю историю фортепианного исполнительства.
Как и Березовский, пока не находит себе продюсера, адекватного масштабному проекту, Андрей Гаврилов (живет в Швейцарии). «Я хочу дать
Необычны два молодых пианиста, засветившихся на II конкурсе имени Рихтера. Сергей Каспров 27 марта в Рахманиновском зале представит мистического Листа. Александр Браже 20 февраля дебютирует в Камерном зале филармонии с концептуальной программой: «Карнавал» Шумана как карнавал истории с неожиданными звучащими аллюзиями.
Смельчаки
Проектом «Маленькая коллекция колоколов и колокольчиков» Айду связан с
Иностранцы
Гастролерами мы поживимся в основном за счет Года Франции в России. Номер один — Паскаль Девуайон, когда-то главный соперник Михаила Плетнева на VI конкурсе им. Чайковского (6 и 7 ноября); номер два — мессианист Пьер-Лоран Эмар (20 и 21 ноября). Приедут две умницы и красавицы. Одна — Брижит Анжерер, последняя ученица и возлюбленная московского профессора Станислава Нейгауза, так что часть ее сердца навсегда с нами. 19 сентября она сыграет эффектную программу на два рояля с Борисом Березовским. Другая — Элен Гримо (14 и 16 декабря). Элен — автор книги «Дикие гармонии:жизнь с музыкой и волками». Русский человек сразу подумает, что речь идет о конкурентах. Но Гримо просто-напросто дружит с волками и держит их в домашнем заповеднике.
Вне французской программы нас традиционно посетит любимчик московской публики британец Фредерик Кемпф (12 декабря). В 1998 году на конкурсе Чайковского он соперничал с Мацуевым, да кто ж устоит.
Михаил Плетнев
Великие буки
Техникой теперь никого не удивишь. Но хочется тонких эмоций, вложенных авторами. Сегодня не получается Шуберт — «мастер леденения душ», как называет его Афанасьев; и все чаще говорят, что пора лет на десять запретить опошленного Шопена...
Но есть в России два пианиста, владеющие всеми тайнами без остатка. От одной лишь чистоты и безгрешности их игры в глазах стынут слезы. Первый — Михаил Плетнев — играть на рояле отказывается. Второй — петербуржец Григорий Соколов — столицу принципиально игнорирует. Обиделись на что-то. Но пусть знают, что московская публика по-прежнему ждет и надеется.