Уже три года в Московской филармонии с огромным аншлагом идут необычные концерты для детей — «Сказки с оркестром». Ведущие российские актеры читают сказки под аккомпанемент симфонического оркестра. Чтобы попасть на эти представления билеты нужно покупать за несколько месяцев.
Чем удивить школьника младшего возраста, который гуляет по интернету с трех лет, смотрит «Аватара» в 3D, а в зимние каникулы загорает в Африке? Каждый приличный родитель знает: если выгуливать его каждые субботу–воскресенье, выбор культурного досуга получается не богаче меню в пионерлагере имени товарища Дынина. В театрах все давно пересмотрено до дыр. Смешно сказать, «Аленький цветочек» в Пушкинском идет буквально со времен прабабушки – с 1949 года! И вот горе-то: режиссеры большей частью детским репертуаром брезгуют.
Три сезона назад Московская филармония в борьбе за своего будущего слушателя сделала решительный ход конем: завела цикл «Сказки с оркестром». На эти дневные «детские» концерты в Зале Чайковского и взрослые-то давятся, как на Баскова с Хворостовским.
Все дело в том, что в них под оркестр каждый раз выступает какой- нибудь очень знаменитый актер. Довольны и дети, и родители, и сами исполнители. Какой же драматический артист, даже первого положения в театре, откажется сыграть под симфонический оркестр свой собственный, во многом стихийный и даже немного авантюрный спектакль от души, безо всякого тирана-режиссера?
Вот дирижер – совсем другое дело: ловит каждый его звук, будто аккомпанирует самому Паганини, а классные музыканты готовы вмиг подхватить интонацию смычками или, наоборот, уйти в паузу, чтобы вознеслось в тишине звонкое веское слово.
Артист видит со сцены, как малыши вцепляются в мамину руку: казнят солдата или огромные волшебные собаки спасут его? Не обидит ли привидение добрую девочку?..
А между тем рассказ сопровождает музыка Моцарта и Яначека, Вагнера и Прокофьева, Россини и Денисова. Только она одна способна перенести эфемерное пространство сказки в реальность или, наоборот – увести тебя с головой в волшебное измерение.
Всего на один раз составляют специальную партитуру, пазл из фрагментов разных опусов. Одному богу известно, как уж там ксерят, пилят, режут и выклеивают для оркестра ноты – роскошное симфоническое сопровождение артиста. Но артист достоин этих усилий, он и в профессиональном смысле – герой. Ведь мелодекламация, или рассказ под живую музыку, – древний, сложный жанр, который у нас совсем уж было сник, вдруг возродился в «Сказках с оркестром».
В этих концертах играет настоящий филармонический оркестр под управлением Юрия Симонова. При этом главный дирижер обычно уступает место за пультом молодым коллегам. А сам садится в зал, сам как из сказки – красивый, наряженный, в элегантной жилетке какого-то австро-венгерского шелка. Слушает по-хозяйски, что там, на сцене, и приглядывается к будущей филармонической публике.
Увы, спектакли и концерты для детей обречены на невнимание критиков. Между тем «Сказки с оркестром» оказались явлением высшего порядка, настоящими поступками актеров, которым давно ничего не нужно для славы. По мастерству, вкусу, художественной и моральной значимости у каждой «Сказки» просто банально нет соперников. Разве что другая «Сказка».
Сергей Безруков уже представил «Маленького принца» Экзюпери (с музыкой Дебюсси, Равеля и Сен-Санса) – в зале проснулись и замерли даже папаши, брошенные в выходные на выпас ребенка. Авангард Леонтьев играл «Кентервильское привидение» Уайльда (с музыкой Бёрда, Дворжака и Гершвина) смешно и тонко, иронично и нежно – выдающееся исполнение! С потрохами увлек юных зрителей андерсеновскими сказками «Огниво» и «Свинопас» (с музыкой Бизе, Стравинского, Берлиоза) многодетный отец Михаил Ефремов…
Именно на «Сказках» опробована давно принятая в мире система раздачи автографов. Артист сам объявляет в конце, где будет ждать маленьких зрителей – и надо видеть в фойе эту длиннющую, щебечущую, как вувузелы, счастливую очередь с мятыми от волнения программками. Но все перекрыл успех Чулпан Хаматовой в «Спящей красавице» Перро с музыкой Чайковского...
В общем, порешили так: в новом сезоне кое-что просто сыграют на бис. Самая симпатичная, хрупкая, самая добрая и благородная артистка на свете, мама троих дочек, Чулпан повторит «Спящую красавицу» 18 сентября. 11 декабря Павел Любимцев еще раз исполнит с оркестром «Золушку», а Валерий Гаркалин 16 апреля следующего уже года – «Волшебную лампу Аладдина».
Но есть и кое-что новенькое. Держите шляпы, господа, а то сдует! Юрий Стоянов выбрал для себя «Алису в Стране чудес» (6 ноября), Ольга Будина – «Снежную королеву» (22 января), Евгений Князев – «Гарри Поттера» (19 февраля), Мария Аронова – «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (19 марта).
Это, конечно, лишь малая часть детской программы филармонии. Хорошо известно: не приучишь малыша тихонько внимать артистам, уноситься с музы- кой в другие края и эпохи, познавать с ней новые сильные чувства – время будет упущено, дверка захлопнется.
А если посчастливится попасть на «Сказки с оркестром», обратите внимание, как необычно звучат здесь бурные овации. Дети еще только учатся аплодировать, и это очень похоже на шелест листвы в сильный ветер.
Сказки с намеком в Московской филармонии
Уже три года в Филармонии с огромным аншлагом идут необычные концерты для детей — «Сказки с оркестром».