Бывшие друзья и соратники, а ныне практически враги и соперники, Горан Брегович и Эмир Кустурица возвращаются в Москву, каждый с новой программой.
У Кустурицы свыше двадцати престижных наград за кинодеятельность, статус триумфатора Канн, Венеции и Берлина. Его музыкальные достижения куда скромнее — лишь один приз за музыку к фильму «Черная кошка, белый кот» на биеннале в Париже в
У Кустурицы в арсенале 12 альбомов в составе группы The No Smoking Orchestra, причем порой его участие было скорее номинальным. У Бреговича тоже 12 — в качестве фронтмена «Белой пуговицы» (Bijelo Dugme) и еще столько же сделано сольно, включая саундтреки и различные коллаборации. У обоих мэтров последние пластинки вышли буквально на днях.
И тот и другой периодически оказываются не в ладах с законом. Фильм Кустурицы «Невесты приходят» был запрещен к показу в Югославии по моральным и политическим соображениям, а сам режиссер вынужден был уехать из страны, опасаясь за свою жизнь. Бреговича же в основном обвиняют в плагиате — композитор искренне считает, что музыка принадлежит народу, и взять пару тактов у другого автора — отнюдь не грех. Возможно, поэтому в Голливуд его больше не приглашают. Эмир свой стиль называет цыганским панком. Горан — цыганским роком. Оба автора отметились эпическими произведениями на тему жизни свободных рома. Брегович сочинил и поставил цыганскую оперу «Кармен со счастливым концом» (Karmen With A Happy End), на что Кустурица со своим оркестром «Курение запрещено» откликнулся панк-опусом «Время цыган». Его последнее творение, на основе которого режиссер собирается построить московский концерт, носит незатейливое название «Лучшее». Горан же обозвал свой новый шедевр Alkohol: Champagne — финальная часть сюиты о бодрящих напитках разных стран и народов. Про своего бывшего композитора Эмир говорит так: стареющий цыган, карточный шулер от музыки ловит за хвост убегающую молодость. Горан отвечает ему не менее витиевато: пресыщенный режиссер-конъюнктурщик возомнил себя гитаристом — спасите наши уши! Цыганские бароны выступают в Москве практически одновременно — линия фронта проходит в душах наших меломанов. Плохо то, что бесконечное обаяние балканской музыки стирает личные пристрастия. А может, это как раз хорошо? Решать, пойти на Горана или Эмира, мы будем традиционно цыганским методом — бросив монетку.