На московским концерте легендарных рэпперов прозвучат общеизвестные хиты и редкие ранние песни.


В середине 80-х призрак хип-хопа бродил по нехорошим улицам Нью-Йорка. Доморощенные диджеи уродовали пластинки героев фанка на дешевых вертушках. Неудавшиеся спортсмены оттачивали странные па стрит-данса. А интеллектуалы с тремя классами образования сочиняли «тексты со смыслом», вещая миру о проблемах — собственных и своего народа. В их пестрой когорте Карлтон Раденауэр, он же Чак Ди, стоял особняком. Его родители были богаты и образованны, да и сам он в то время изучал историю искусств. Именно этот черный юноша в 86-м создал на Лонг-Айленде первый политический рэп-ансамбль Public Enemy.

«Враг народа» — таким выражением во времена Великой депрессии клеймили Аль Капоне, Джонни Диллинджера, Джо Бонанно. Официальные власти объявили знаменитых гангстеров виновниками всех бед американской нации, призвав Соединенные Штаты к полному уничтожению организованной преступности. У Чака и его соратников, изобретательных арт-гангстеров Flavor Flav, Professor Griff и Terminator X, тоже было немало врагов: журналисты, политики, расисты, историки, представители традиционного искусства... Уже первый альбом It Takes a Nation of Millions to Hold Us Back (1988) доказал мировому сообществу, что ему-таки придется считаться с квартетом новых революционеров от искусства. А композиция Fight the Power («Борись с властью!»), прозвучавшая в фильме Спайка Ли «Делай как надо!», стала манифестом всех некоммерческих хип-хоперов и их гигантской аудитории. Остросоциальные тексты Чака прекрасно гармонировали с мелодиями Профессора, ужимками Флава и вивисекцией пластинок от Терминатора. Квартет стал одной из самых популярных черных формаций по обе стороны Атлантики, и это при том, что ребята всегда открещивались от причастности к шоу-бизнесу, считая его ни много ни мало «машиной по управлению человечеством».

Они были эталонной соцгруппой 90-х, но в новом тысячелетии, когда народ подустал от политики, их опусы стали терять свои позиции. Замечательный альбом 2002-го Revolverlution провалился в продаже именно из-за чрезмерного политиканства. В хип-хоп-мире царил фанки-хаус, людям хотелось танцевать, их героем стал Тимбалэнд, мастер интеллектуального попа. Какие уж тут песни протеста...

Последний на сегодняшний день номерной альбом группы вышел в 2007-м. Он носил затейливое название How You Sell Soul to a Soulless People Who Sold Their Soul? («Как ты можешь продать свою душу людям без души, которые продали свою душу?») и прошел почти незамеченным в чартах. Однако огромная часть меломанской публики по-прежнему обожает «врагов народа», и их концерты проходят с неизменными аншлагами. А ментальные игры музыкантов с аудиторией — отдельный разговор; например, в далеком 1991-м в фильме «Терминатор-2: Судный день» Джон Коннор носил футболку с фоткой группы на протяжении всей картины. Такую же имеет Доктор Хаус в одной из серий одноименного культового сериала. Он же приносит в палату к пациенту бумбокс, горланящий Fight the Power. И даже одиозный Уго Чавес в свое время появлялся на людях в красной футболке с той же заветной фотографией неукротимого квартета. Забыть такое сложно.

Два года назад Public Enemy уже выступали в Москве и произвели подлинный фурор. За это время «враги» сменили футболки на пиджаки и бейсболки на шляпы, скинули лишний вес, а главное, внесли в плей-лист много редких, а то и вовсе никогда не исполнявшихся вещей с ранних пластинок. «Экстремизм снова в моде!» — поясняет Чак Ди. Проверим!