«Ваш досуг» расспросил одного из главных специалистов по музыкальному фольклору Сергея Старостина о том, что интересного в нем происходит.
Вы чувствуете интерес публики к этномузыке?
Интерес к настоящей корневой культуре, увы, невелик. Зато есть интерес к тому, что делается под видом фольклора. Это когда в современную электронную битовую фактуру внедряются народные сэмплы. И в таком виде они доходят до публики. К примеру, Питер Гэбриэл на своем лейбле Real World выпускает записи прекрасных этнических музыкантов. Но практически ни на одном альбоме этно не звучит в чистом виде, везде присутствует химический замес, внедряется аранжировка, которая делает эту музыку более съедобной. Хотя такие музыканты, как Йуссу Н’Дур и Afro Celt Sound System, прекрасно бы обошлись и без тех изысков, в которые их обрамляют.
То есть поп-музыка постепенно переваривает этно? Что же будет дальше?
Когда европейские музыканты начинают задействовать этническую музыку, это говорит о том, что приговор традиционной культуре оглашен. Жить ей осталось недолго. В конце концов она будет совершенно замикширована. Интонации, тембры народных инструментов, многоголосия — все это растворится в общем пространстве культуры. Хорошо еще, если руку к этому приложат талантливые люди вроде Дэймона Албарна, который не так давно записался с малийскими музыкантами.
Лучше уж такие эксперименты, чем вообще ничего?
Разумеется. И, кстати, что касается Москвы, то самые интересные эксперименты с этно происходят сейчас в клубной культуре. Хотите услышать что-то любопытное – идите в культурный центр «Дом», в «Китайский летчик», в «Мастерскую» и «Проект ОГИ». Кстати, Николай Ооржак, который на этой неделе выступает в «Доме», — один из немногих, кто обходится без микширований и аранжировок. Он из тех, у кого есть корневое знание, и он транслирует его так, как принято в тувинской культуре. Выходит один на один с публикой, словно говоря: у меня есть только инструмент и голос.
Горловики сегодня вообще пользуются спросом. В сериалах звучит горловое пение. Альберт Кувезин записывает целые альбомы, где горловым пением перепевает классические рок-хиты. «Хуун-Хуур-Ту» безумно популярны на Западе.
Да, «Хуун-Хуур-Ту» оказались людьми гибкими, участвуют в самых разных альянсах. Но их музыку нельзя назвать фолком. Это авторская транскрипция того, что осталось от тувинской культуры. Саян Бапа прекрасно играет на гитаре, Кайгал-оол Ховалыг — феноменальный горловой певец. Но они очень эстрадизированные.
Что лично для вас было главным открытием последних лет?
Одно из самых сильных впечатлений — довольно странный испанский коллектив Rao Trio. Лидер этой группы Герман Диас играет на колесной лире, и играет фантастически. И вроде инструмент-то такой, который должен был умереть давно за ненадобностью. На паперти слепые с такими лирами сидели и пели жалобные стихи, чтобы у прихожан вытянуть копейку из кармана. И вдруг этот инструмент обрел новую жизнь, и в интересном составе: барабаны, контрабас и вот эта колесная лира. Звучит, с одной стороны, аутентично, а с другой — очень ново.
А из российских музыкантов?
Алеша Архиповский, выступавший недавно в «Мастерской», — симбиоз Джими Хендрикса и Паганини, совершивший чудо с балалайкой. Не то чтобы он поднял ее из руин, но он придал ей совершенно иное звучание.
Вы ничего не говорите о Пелагее...
Ничего не имею против Пелагеи, она хорошая девушка, но она давно уже не поет фольклора.
Чем, по-вашему, цепляет этника? Что в ней такого, чего нет в другой музыке?
Меня всегда поражала энергия музыкантов, которые поют этно. Выходят пожилые женщины, дедки. Но когда они начинают петь, эти вибрации превращают их в 20-летних. В молодости я не раз ловил себя на мысли, что они напоминают мне стариков — родоначальников рока. Запевая какую-нибудь плясовую, эти древние старушки вставали и молотили так, что давали фору Pink Floyd и Deep Purple.
Пять самых ярких этнопроектов
- Джеффри Ориема (Уганда)
Его называют африканским Леонардом Коэном. Бежал из Уганды, когда там случился переворот, в багажнике автомобиля. Поет на суахили, ачоли, английском и французском, чередует фолковые номера с рок-балладами. Частый гость московских клубов.
- Мари Бойне (Норвегия)
Самая известная в мире исполнительница йойек. Йойки — это особая древняя манера пения саамов, жителей Лапландии. Музыка Мари состоит из смеси шаманских ритмов, вводящих в транс, йойек, джаза, эмбиента и музыкальных традиций других народов: южноамериканских, африканских, арабских.
- Varttina (Финляндия)
Фолк-группа, исполняющая песни угро-финских народов: карел, ижоры, мордвы, марийцев, саамов, эстонцев, сету. Участвовали в создании мюзикла «Властелин колец».
- Янчен Лхамо (Тибет)
Обладательница уникального голоса, чье имя переводится как «песня Богини». Родилась недалеко от Лхасы. В возрасте 23 лет отправилась через Гималаи, спасаясь от китайской тирании в Тибете. Совершила паломничество в место, где живет в изгнании Далай-Лама, и получила от него благословение.
- Марлен Дорсена (Гаити)
Ее называют petite marquise du chocolate — «маленькая шоколадная маркиза». Дед Марлен был мастером по изготовлению национальных ударных инструментов и одновременно помощником жреца вуду. Лучшая представительница минорных и протяжных стилей фей и жаме, широко распространенных на юге страны.