II Международный фестиваль Мстислава Ростроповича в Москве порадует громкими именами, нежданным спектром жанров и отлично продуманной программой каждого концерта.
Зубин Мета
Три года назад на фестивале имени Ростроповича в его родном Баку дочь маэстро Ольга после всех официальных речей проговорила в узком кругу нечто очень личное. В том духе, что все мы до поры до времени думаем, что принадлежим самим себе и не зависим от судьбы родителей, но, взрослея, понимаем, что продолжаем их судьбу. Эта установка для Ольги Ростропович лишена умозрительности, иначе она бы не сдюжила адову работу арт-директора нынешнего фестиваля. Ведь он действительно получился из ряда вон. Обычно, отдавая должное любому фесту, можно закрыть глаза на пару-тройку слабых событий «до кучи»; так вот на нынешнем Втором Ростроповича таких нет. Реально нет.
Впервые за последние полвека в Москве на сцене Большого театра выступит знаменитая «балетная сборная мира» American Ballet Theatre (ABT). Каждая звезда в нем так дорога в прямом смысле, что трудно представить, каким чудом эту команду привозят аж на три вечера и аж с четырьмя одноактными балетами. Что ни название, то радость: изысканная «Тема с вариациями» Джорджа Баланчина рядом с почти бродвейскими «Матросами на берегу» Джерома Роббинса. Плюс неведомые в России «Семь сонат» Алексея Ратманского и главный гвоздь, мировая премьера сделанного модным хореографом Бенжаменом Мильпье специально для феста одноактного балета «Тройка» на музыку И.С. Баха, посвященного Мстиславу Ростроповичу.
Симфоническая программа — тоже сплошная радость, начиная с нескромного концерта открытия: Российский национальный оркестр под управлением главного дирижера Вашингтонского национального симфонического оркестра Кристофа Эшенбаха исполняет Девятую симфонию Бетховена. Дальше за пульт знаменитого симфонического оркестра Maggio Musicale Fiorentino встанет Зубин Мета. И в обоих случаях не знаешь, чему радоваться больше, оркестрам или дирижерам. Дальше будут Юрий Башмет с оркестром «Новая Россия» и Гидон Кремер с камерным оркестром «Кремерата Балтика». Концерт «Кремераты...» просто категорически нельзя пропускать как минимум из-за его второй части с посвященным «большому Баху» и Глену Гульду «Искусством инструментовки».