Французский джаз — этим словосочетанием давно уже никого не удивишь. И знатоки, и простые меломаны понимают, что музыка с набережных Сены заслуживает не меньшего внимания, чем созвучия из кварталов Сент-Луиса. Юбилейный смотр достижений жанра LeJazz в московских клубах — яркое тому подтверждение. К тому же нынешний фестиваль станет, возможно, самым ярким по составу участников за всю свою историю.
Давид Кракауэр
Давид Кракауэр (8 апреля, «Дворец на Яузе») — один из сильнейших кларнетистов мира, обладающий уникальной техникой и особой хулиганской изобретательностью в игре. Он работал с такими знаменитыми коллективами, как The Kronos Quartet и Tokyo String. Но славу все же приобрел в составе собственного проекта Klezmer Madness. Современная еврейская музыка и ближневосточная этника, ласковые ритмы самбы и суровая поступь хип-хопа — все это Давид любовно прививает к могучему древу джаза. И ни один из его побегов не похож на другой. Сопровождать мэтра в Москве будут Вилл Холшаузер (аккордеон) и Джером Харрис (бас-гитара).
У певицы Чайны Мозес (8 апреля, «Дворец на Яузе») просто не было выбора — остаться в стороне от искусства ей не удалось бы по-любому. Ее мать — легендарная джаз-дива Ди Ди Бриджуотер, отец — культовый кинорежиссер Гилберт Мозес. Однако сказать, что она вознеслась на джазовый олимп на плечах именитых родителей, значило бы погрешить против истины. Выступать Чайна начала в десять, первый альбом записала в пятнадцать, а в двадцать два вместе со своим другом композитором и пианистом Рафаэлем Лемонье сочинила джаз-оперу This One’s For Dinah — посвящение блюзовой певице 60-х Дайне Уошингтон. Одноименную программу Чайна и представит в Москве. Свой стиль сама она определяет как джаз-шансон. И «лямур» в ее текстах куда органичнее, чем «ай лав ю».
Название группы Les doigts de l'homme (9 апреля, «16 тонн») в переводе значит «Человеческие пальцы». Ее основателем и творческим ядром является Оливье Киктефф. Талантливый гитарист-самоучка, он никогда не искал проторенных путей. В юности уехал в Африку, где работал с местными этно- и рок-музыкантами. Потом играл с ирландскими фолкерами и героями ливанской эстрады, записал альбом аргентинского танго и свинга 30-х годов. И только недавно смог осуществить давнюю мечту — выпустить пластинку памяти своего кумира и заочного учителя Джанго Рейнхарда. Великий гитарист, вошедший в мировой пантеон джаза, также был самоучкой, и невероятным образом сочетал джазовые каноны с напевами родного цыганского племени. Этот стиль получил название джаз-мануш, и сегодня Les doigts de l'homme являются его главными адептами. Ни в коем случае не копируя манеру Джанго, Киктефф и компания стараются донести до слушателя уникальный дух и настроение легендарного музыканта. Ему посвящен альбом «1910», выпущенный как раз к столетию Рейнхарда. Лучшие композиции с него мы услышим в Москве. Равно как и многое другое, созданное Оливье за долгую плодотворную карьеру. Музыку, которую невозможно не полюбить.
Театрально-концертный зал «Дворец на Яузе», 8 апреля в 20.00
Шестнадцать тонн, 9 апреля в 21.00