В Большом зале Консерватории, только что открытом после реконструкции, стартовал XIV Международный конкурс имени Чайковского. Это одно из самых громких музыкальных соревнований в мире. «Ваш досуг» рассказывает читателю, почему в нынешнем году его обязательно надо посетить.


Конкурс Чайковского долго стоял в одном ряду с Пушкиным, Гагариным и собором Василия Блаженного. Старт его был восхитителен. На Первом конкурсе в промозглом, ветреном московском марте 1958 года случилось непредвиденное. Председатель жюри пианистов Эмиль Гилельс, несмотря на все строгие указания сверху, отстоял абсолютное первенство 23-летнего Вэна Клайберна, хотя идеологически должен был победить, конечно, советский пианист. Педагогом трогательного длинного рыжего техасца оказалась Розина Левина, родом из России, ученица лучшего ректора Московской консерватории всех времен Василия Сафонова. Вэн, не знавший по-нашему ни слова, играл так по-русски, что профессор Гольденвейзер, еще помнивший молодого Рахманинова, зарыдал прямо в зале.

Победа Клайберна придала конкурсу негласный статус последней инстанции. На него со всего мира хлынули молодые гении в надежде повторить чудо.

Но постепенно, к 90-м годам ХХ века, конкурс деградировал страшно. Слово «коррупция» тогда еще не мелькало как из пулемета, но все понимали: мухлеж идет зверский. В нечестную игру хитро втягивали и зарубежную профессуру — охмуряя тонко, со зваными домашними ужинами или, наоборот, запугивая «мы вас больше в наше жюри не пригласим». Часто положение хотя бы отчасти спасала московская публика, освистывая судейство и устраивая овации в поддержку выкинутых с очередного тура талантливых участников, не имевших волосатой лапы в жюри. В конце концов выродившийся, бесхозный междусобойчик получил кличку Чайник.

И вот все поменялось. XIV Международный конкурс имени Чайковского призван ливнем смыть долго копившийся позор. К его ребрендингу (вплоть до смены логотипа) привлекли неприкосновенный запас, дальше некуда. Это, во-первых, Ричард Родзинский, организатор конкурса Вэна Клайберна в Форт-Уорте. Во-вторых — , руководитель Мариинки, самый востребованный дирижер мира, прирожденный продюсер с долей здорового авантюризма, наш танк, мотор, перпетуум мобиле. При всей своей фантастической занятости он лично обзвонил полмира, чтобы, поручившись собственной репутацией, сагитировать в обновленное жюри звезд, которым не к лицу мараться меркантильными делишками. Заявлено участие в судействе пианистов Владимира Ашкенази и Нельсона Фрейре, скрипачей Анне-Софи Муттер и Михаила Венгерова, виолончелиста Марио Брунелло, певцов Ренаты Скотто и Феруччо Фурланетто. Музыкальный Олимп.

Опасаясь, что ремонт Большого зала консерватории — традиционно основная площадка — к июню не поспеет, Гергиев оттяпал полконкурса себе в Санкт-Петербург. Так что, увы, скрипачи и вокалисты переехали в Северную столицу. Москве оставили пианистов и виолончелистов.

Большой зал отремонтировать успели: укрепили трещавшие последние тридцать лет амфитеатры, восстановили подлинный оттенок стен — цвета оливок Римского форума, и воссоздали витраж «Святая Цецилия» в фойе на месте «Славянских композиторов».

По 583 видеозаявкам прошли 30 пианистов, 27 скрипачей, 25 виолончелистов и по 20 вокалистов каждого пола. Все они — молодые звезды, от 16 лет и старше. «На конкурс попали просто сливки!» — убежден Родзинский, с прищуром приглядывавший за отбором (список участников можно посмотреть на tchaikovsky-competition.com). Пианисты играют весь конкурс целиком в БЗК — по утрам (13.00) и вечерам (19.00). К сожалению, их расписание полностью совпадает с виолончелистами, которым для первых туров определили Малый зал, но он в трех минутах азартного бега от Большого.

Все четыре жюри работают без председателей. Система обработки голосов теперь адская — Scores of Harmony («Гармоничный счет»). Дифференциальные исчисления исключают аномально низкие или высокие оценки. Раньше результаты подтасовывали так, что комар носу не подточит. Теперь этому поставлен заслон — муха не пролетит.

Меломанам не терпится свериться со вкусами и профессиональными критериями нового жюри. Почетный председатель конкурса — Вэн Клайберн. И какие бы сенсации ни случились — самые громкие аплодисменты все равно достанутся ему. Вот это уж неизменно.

XIV Международный конкурс им. П.И. Чайковского
Гала-концерт лауреатов конкурса им. П.И. Чайковского, 1 июля в 19.00