Знаменитая оперная дива — итальянка Патриция Чьофи — будет петь, скакать и дурачиться в концертной версии комической оперы «Дочь полка» Доницетти. Ведь ее главная задача — сделать так, чтобы публика в филармонии не заскучала.
Еще в детстве, смотря оперу по телевизору, Патриция удивлялась: отчего эти тучные дяди и тети совершенно не двигаются на сцене, а все время кричат друг на друга? Сегодня она сама — оперная примадонна, но ее выступления не похожи на то, что делали на сцене великие певицы прошлого. Артистизм и эмоциональность — визитная карточка этой хрупкой рыжеволосой красотки. Когда Патриция поет, вся гамма чувств отражается у нее на лице: отчаяние, гнев, восторг. Если бы не музыкальные таланты, доставшиеся по семейной линии, она наверняка стала бы актрисой. Ее отец блестяще играл на скрипке, кларнете, тромбоне и пианино — и все это несмотря на трудную послевоенную жизнь в деревушке Казоле д’Эльза под Сиеной.
При этом Патриция долгое время не считала музыку чем-то серьезным. Скорее это такой приятный досуг. Когда школьная учительница предложила ей заниматься вокалом, она согласилась в шутку. А потом встретила настоящего гуру — польское сопрано Анастасию Томашевску-Шепис. И влюбилась в нее по уши — захотела петь, как она.
Сегодня лучшие залы мира считают за честь пригласить Чьофи к себе — от миланского Ла Скала до лондонского Ковент-Гарден. Среди дирижеров, с которыми она сотрудничала, — Риккардо Мути, Зубин Мета, Лорин Маазель, Джеймс Конлон. Патриции подвластно и бельканто, и французская музыка, и аутентичное барокко. К ролям она готовится за неделю (!) — у нее феноменальная память. Критики пишут, что голос у Чьофи холодноватый — но эту особенность дива восполняет эмоциональностью.
«Одно лишь совершенное бельканто, как было распространено пятьдесят лет назад, — говорит Чьофи, — меня не убеждает. Я смотрю записи великих примадонн прошлого, восхищаюсь их техникой, но через пятнадцать минут мне становится скучно».
Зато зрителю на концертах Чьофи скучно не бывает ни минуты. Потому что это уже даже не опера в чистом виде, а что-то близкое к театру — с движением и страстью.
Вряд ли при такой раскрепощенности кто-то поверит, что в жизни Патриция очень стеснительна. Когда-то это вообще поставило под сомнение ее способность выступать на сцене... Забавно, но как раз сцена ее и вылечила. «Театр — мой психотерапевт», — признается итальянка. На сцене она совершенно свободна в выражении чувств. Когда в первом акте «Травиаты» Верди, с которой она приезжала в Москву четыре года назад, дирижер выронил палочку, певица сама подняла ее и вернула владельцу. Зал аплодировал.
«Это раньше считалось, что исполнителю достаточно стоять и красиво петь. Мы сейчас думаем не только о красивом звуке, но и о жестах и мизансценах, которые точно передают чувства героев публике и заставляют ее сопереживать, загораться нашей страстью. Я по-настоящему счастлива, если после спектакля меня ждет толпа взволнованных молодых людей».
Она до сих пор не читает рецензий на свои спектакли — боится чужого мнения. Говорит, что не любит интернет, но ведет страничку на Фейсбуке. Комплексует из-за слабого английского. Путешествует всегда с мужем, дирижером Лучано Акочелла. Они встретились не так давно и решили, что работа в тандеме — решение вечной актерской проблемы расставаний на время гастролей. Теперь Патриция мечтает о ребенке, а Лучано ревнует ее к сексапильным тенорам, что целуют приму в операх про любовь. В Москву супруги тоже едут вместе.
Этим летом Концертный зал имени П.И. Чайковского закрывает сезон оперой «Дочь полка» с очень веселым либретто. Тут и сирота-торговка, внезапно обретающая мать-маркизу, и любовь к бедному парню. Надеемся, актерские данные Патриции Чьофи в роли маркитантки Мари и ее голос, удостоенный «Грэмми» за роль Сюзанны в «Свадьбе Фигаро» Моцарта, не разочаруют оперных фанатов.