Впервые в Москве пройдет Operalia — самый престижный в Европе конкурс оперных певцов. Его отец-осннователь Пласидо Доминго едет в столицу лично — дирижировать гала-концертом победителей.


Не напрасно считается, что настоящим звездам конкуренты не страшны. Впрочем, когда в 1993 году затеял собственный конкурс молодых певцов, он был уже не звездой, а целой галактикой. А галактикам иметь собственные дерби даже престижно — и , то и дело проводящие международные состязания певцов, не исключение. Operalia со штаб-квартирой в Париже уже принимали на своих лучших сценах Токио, Гамбург, Лос-Анджелес, Милан, Вашингтон и Мехико. Сейчас конкурс добрался до Москвы, и российские агентства с удовольствием цитируют слова знаменитого испанца Доминго: «Русские певцы побеждали на конкурсе так часто, что настало время провести его в стране, обладающей одной из величайших оперных школ».

Вокалисты постсоветского пространства действительно хорошо пели и часто побеждали — достаточно назвать имена меццо Елены Манистиной и баритона Василия Ладюка. Если воспринимать конкурс Доминго как трамплин — а маэстро настаивает именно на такой трактовке — то, конечно, для карьеры этих оперных певцов он в свое время стал хорошим «витамином роста».

Сейчас к участию в конкурсе уже отобрано четыре десятка исполнителей всех типов голосов. Россиян среди них девять, остальные из Испании, Франции, Великобритании, США и других стран. В основном все участники — молодые малоизвестные оперные дарования (отбор на конкурс проводится по аудиозаписям), но есть среди них и состоявшиеся профессионалы. К примеру, в этом году будут участвовать тенор Хачатур Бадалян (солист «Новой оперы») и сопрано Ольга Пудова (Мариинский театр).

Как принято на подобных состязаниях, смотр пройдет в три тура и завершится Гала-концертом лауреатов, дирижировать которым обещает сам патрон Пласидо Доминго.

Маэстро по-прежнему галантен: московскую Operalia он посвящает своему большому другу и коллеге Галине Вишневской, которая в октябре этого года отмечает красивый юбилей. Потому с российской стороны конкурс опекает Центр оперного пения Галины Вишневской, тоже поддерживающий молодые таланты на постоянной основе. Сама Галина Павловна готовится занять почетное место в составе международного жюри.

А хлопот у жюри будет немало: награды присуждают в мужских и в женских вокальных диапазонах, денежное содержание первой, второй и третьей премий — 30, 20 и 10 тысяч долларов соответственно. Кроме того, предусмотрены и специальные призы. Например, «прогерманская» премия Биргит Нильсон за лучшее исполнение арий из опер Вагнера и Штрауса, или особо близкая маэстро премия Пепиты Эмбил де Доминго и Пласидо Доминго (его родители) за лучшее исполнение сарсуэл — национального вокального жанра Испании. Будут также премия зрительских симпатий и другие призы.

Конечно, конкурс — всегда немного лотерея, и кому-то просто не повезет. Но вот что касается репутации, то с ней у детища Доминго все благополучно. Operalia пройдет на сцене Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, чье руководство не упустит случая «поймать» талант на взлете. И правильно сделает: в свое время призерами Operalia становились будущие суперзвезды Джойс ди Донато, Хосе Кура и Роландо Виллазон.

Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко, с 18 по 24 июля