Где в Москве искать самую богемную и модную клубную компанию? Большинство «экспертов» сразу отправляются на бывшую фабрику «Красный Октябрь». Главный редактор «Вашего досуга» изучил, что творится в самом центре Москвы с субботы на воскресенье.

Опыт — сын ошибок

Однажды ночью я пришел на «Красный Октябрь». И сразу ушел. Было это в июле около 3.00. Самой собой, я был с развеселой компанией, жаждущей коктейлей и музыки. Трудности начались в тот момент, когда такси намертво встало при спуске с Большого Каменного моста. Дождаться, когда вдали, у клуба «Rай», эта пробка рассосется, не было никакой надежды. Пришлось влиться в стройные колонны таких же ходоков, пробирающихся к шоколадным цехам. Дальше, в общем-то, все было предсказуемо: очередь в одно место, споры, куда идти потом, снова очередь, обвинения «на кой черт мы сюда...». Вот такой бар-хоппинг.

Правду сказать, на «Красном Октябре» я бывал и ранее. Но в основном ради выставок и презентаций. Здесь, например, размещался целый этаж галереи Марии Байбаковой: дочка нефтяного олигарха игралась в современное искусство. Иногда проходил показ World Press Photo. А в прошлом году случилась даже арт-ярмарка CosMoscow — альтернатива «Арт-Москве». Но все это были спорадические набеги.

С той поры фабрика сильно изменилась. Байбакова съехала. Другой олигарх и меценат Александр Мамут открыл здесь арт-центр «Стрелка», который вместе с одноименным и дорогущим баром зажил отдельной хипстерской жизнью. Возникла целая россыпь ресторанов, о которых с радостью рассказывала наш ресторанный обозреватель. Еще я слышал про дизайн-студии, рекламные агентства, издательства. Президент Медведев приходил сюда на телеканал «Дождь». Складывалось ощущение, что на острове вызревает какая-то альтернативная Москва. Чтобы подтвердить или опровергнуть этот миф, я решился на повторный вояж. Но в этот раз уже со знающим проводником. Благо у «Красного Октября» появился PR-агент, энергичная красавица Ольга Константиновская. Она обещала открыть пароли и явки.

День

Сейчас модно начинать с конца. Поэтому открою карты: хотите как следует изучить место, придите сюда днем. Во-первых, увидите выставки (особенно советую Центр фотографии имени братьев Люмьер и галерею «Победа»). Во-вторых, оцените шоу-румы и магазины (они, конечно, на любителя, но кое-что занятное попадается). В-третьих, и главное, спокойно, без давки и фейс-контроля, пройдетесь по барам и ресторанам. И сразу поймете — ваше место или нет. Стоит ли ломиться в Rolling Stone, если вам нравятся простор и белые стены? Может, спокойно посидеть-поесть в «Продуктах»? Впрочем, место красят не интерьеры, а люди. Люди — в неограниченных количествах — появляются здесь ближе к полуночи.

Вечер (22.00 — 23.00)

Встречаемся с Ольгой в ресторане Dome. «За здешнюю кухню я спокойна. А потом соотношение „цена—качество“ самое оптимальное. Что-то посоветовать?» — говорит она, отложив меню. С опаской гляжу на предложение от шеф-повара — запеченные голуби. К моему успокоению, Ольга советует пасту с морепродуктами. «В принципе это идеальное место для pre-party, — продолжает она. — И еще это киноманское заведение. Каждый день в зале крутят редкие фильмы. Выбор очень спонтанный, это может быть и завзятый артхаус, и блокбастеры». В глубине ресторана дверь для входа в зал — чтобы попасть на сеанс, сумма заказа с человека должна быть не меньше 1000 рублей. Меньше (с учетом бокала вина или коктейля) все равно не бывает. Сам кинозал похож на театр-варьете: мягкие ложи поднимаются перед экраном крутыми ярусами.

«Предлагаю сходить в хостел. Мне самой интересно. По крайней мере, это что-то оригинальное», — Ольга допивает шардоне. Хостел в самом центре Москвы — это как летающая тарелка на Красной площади. Дешевое жилье по соседству с «золотой милей» — пятый сон Веры Павловны. И все же — вот она дверь с едва заметной вывеской Fabrika и лестницей, ведущей на третий этаж.

Ночь (23.00 — 23.40)

Все оказалось не так уж дешево, но все равно из разряда очевидное-невероятное. Европейское пристанище по цене от 500 р. (в 8-местной комнате) до 3500 р. (отдельный двухместный номер) — ощущение, что попал в Голландию или Бельгию, где подобные гостиницы для путешествующих студентов — в порядке вещей. «У нас квартировала команда КВН в полном составе, — сообщает девушка на ресепшене, — хотя живут очень разные люди». В холле пьет кофе молодой человек, при знакомстве оказавшийся веб-дизайнером: «У нас с девушкой проблемы со съемной квартирой. Пока ищем, перебиваемся здесь. Понятно, что накладно, — но в центре и атмосфера хорошая».

За атмосферу отвечает еще и крыша, превращенная в террасу. Лучший вид всего «Октября». Внизу возвышается шатер клуба «Rай».

Снова выходим на площадь перед рестораном Dome. Справа — уже гремит бар гостиницы «Заря» (в самой гостинице цены — от 7000 р. за номер). Впереди — крутой подъем на террасу ресторана «Бонтемпи» (с какой-то немыслимо авторской кухней для гурманов и состоятельных господ).

И тут появился Макс...

Ночь (23.45 — 0.30)

В двух словах: Макс Красницкий, фотограф, обосновался со своей студией на «Октябре». Знакомы мы лет сто или двести и столько же не виделись. Как свойственно Максу, он случайно узнал, что я поблизости с рейдом. Короче, у меня появился еще один гид. Макс, само собой, с девушками. Всей компанией идем в «Арт-академию». Вполне себе сетевой ресторан по выходным превращается в клуб: действо разворачивается вокруг огромной барной стойки. По стенам развешаны работы современных художников: Кошляков, группа «AES + F»... Собственно, и вечерняя тусовка тут ближе к галерейной, взрослая, респектабельная, много экспатов. Музыка — от расслабленного хауса до безудержного диско и ностальгии по 80-м. Тот час, когда мы зашли, — самый правильный. Еще можно спокойно взять коктейли, но уже начинается дискотечный разгон. После двух «виски-кола» отправляемся в гости к Максу.

Ночь (0.30‒1.30)

Прелесть максовой галереи и фотолаборатории ROOM34 в том, что она находится поблизости от таких желаемых мест, как Rolling Stone и Gipsy. Хотя и в самой лаборатории жизнь бьет ключом: ремонт перемежается с посиделками. В будущем обещан галерейный магазин. «Я тут, можно сказать, старожил, начинал, когда никого не было», — говорит Макс, вынимая меланхоличные снимки «Стрелки» и памятника Петру. Разговор заходит об андеграундной «Москве». Все вспоминают 90-е, блаженные времена клуба «Третий путь». «У нас здесь тоже таких персонажей хватает, но культура другая. Нет искусства, люди тупо идут развлекаться», — сетует Макс. Ольга вступается: «Проблема в том, что „Красный Октябрь“ почему-то ассоциируется с клубным угаром. Мы же хотим показать, что это продвинутое культурное место. Скоро отремонтируем „Шоколадный Цех“, где будут проходить крупные арт-проекты. Тогда имидж изменится».

И все же идем в самое пекло тусовки — в Gipsy.

Ночь (1.30‒3.00)

После безуспешной попытки попасть в клуб через максовы потайные ходы (там крепко держат оборону) направляемся к главному входу Gipsy. Чтобы оказаться внутри, надо подняться по железной лестнице, у которой бдительный фейс-контроль создает немыслимую очередь. И вот тут главная загадка заведения: почему у компании Ginza всегда получается создать в своих ресторанах и барах мощное движение? От кухни и цен это не зависит. Какая-то бацилла в воздухе (по выражению ресторатора Андрея Делоса).

Внутри полный аншлаг. У диджейского пульта публика танцует со вскинутыми вверх телефонами. За вертушками — американская звезда Аврил Лавин (приехала в ночь перед концертом). Попивает «вискиколу» и ставит свои треки. На террасе — еще один потрясающий вид на Москву-реку — выставлен бар и развешены гамаки. Коктейли — от 500 р., но к бару не пробиться. Среди гуляющих много состоятельного студенчества. За несколькими столами отмечают день рождения. Камеры папарацци никого не смущают. Народ перемещается словно в миксере — фланирует кругами. Признаюсь, более расслабленного и комфортного места для вечеринки в Москве я не встречал. Главное — попасть. Рецептов, увы, у меня нет — самого провели без очереди.

Дальше как в рассказах: веселые и счастливые, они возвращались домой.