Шестнадцать тонн, 29-30 декабря в 21.00
Грузинская этно-джаз-дива Нино Катамадзе презентует новый альбом Green на традиционном новогоднем концерте. В этот раз — два вечера подряд.
Ее роскошный вокал порхает, как птица, и журчит, как горный ручей. Ее песни — это мистический, но временами совсем несерьезный сплав древнего языка и гиперсовременных ритмов далекой Кубы и не менее далекой Бразилии. Нино, самая интересная молодая исполнительница из Грузии, активно смешивает в своем творчестве народные напевы и классический джаз, современную инструментальную музыку и фолк-рок. В традициях Сезарии Эворы, Джоан Баэз и Эдит Пиаф. Каждую из своих композиций она лелеет бережно, точно экзотический фрукт, коллекционное вино или даже любимого ребенка. Ее стилю невозможно придумать название, но это и не нужно: слово «джаз» в его изначальном, корневом значении уже включает все оттенки ласкового крика измученной человеческой души. Ведь это и мишура, и веселье, и предновогодние хлопоты — примерно так на родине джаза, в Новом Орлеане, его характеризовали первые джазмены — освобожденные черные рабы, игравшие просто на улицах города или в дешевых салунах. И такой же смысл вкладывает в стиль певица из Аджарии, только приправив музыку умопомрачительным саундом-сациви и национальными пряностями.
Она была, казалось, обычной девчонкой эпохи перестройки и гласности. В
С 1999 года Нино вышла на профессиональную сцену — началось ее сотрудничество с группой Insight, сообществом крепких профессионалов, которые, кажется, беззаветно влюблены в свою рыжеволосую фронтледи и ловят каждый ее вздох. Нино стала главным культурным экспортом своей страны последних лет. Приглашения на серьезные европейские фестивали следовали одно за другим. Вена, Эдинбург, Лондон, Бристоль, Питер, а потом и турне по Соединенным Штатам — благодаря Нино грузинский этно-джаз реально заявил о себе. Сегодня Катамадзе то выступает в прямом эфире на ВВС, то устраивает экспресс-гастроли по Южной Европе, то импровизирует на показе мод Maka Assatiani. Фирменный знак — сразу два микрофона на сцене, наверное, чтобы передать всю красоту и пряность ее голоса. Впрочем, описать всю палитру деятельности Нино проблематично.
На счету джаз-дивы дюжина саундтреков к кинофильмам, среди них грузинская драма «Яблоко» Ирины Креселидзе, украинский политический триллер «Оранжевое небо» Александра Кириенко и наш «Домовой». Вообще Нино может считаться символом культурных традиций СНГ — она так часто выступает в Москве и Киеве, не забывая про Ереван, Баку и Астану, что кажется, будто у Содружества и не было никаких проблем. На самом деле Нино тяжело восприняла конфликт России и Грузии. «Войну мне помогла пережить музыка!» — говорит сама певица. Эх, если бы все так думали в наши дни...
В ее активе семь альбомов. Причем самый последний, Green, записанный в Берлине, стал логическим завершением концептуальной серии Black, White, Blue и Red. И «самым грузинским» — точно вяжущее «Цинандали» грустной теплой зимой в горах. «Я нигде так не волнуюсь, как в Москве, — при этом признается Нино, — здесь особые вибрации и аура. Идеальное место для любви». Новогодняя программа певицы (а в «Тоннах» она два вечера подряд) основана на свежем диске и будет фактической презентацией его для столичных меломанов. Но без старых любимых песен, конечно же, никак не обойдется.