КЗЧ, Камерный зал МГАФ, кафе «Чайковский» с 28 по 30 января
В наступившем году празднует юбилей Московская государственная академическая филармония — МГАФ. Юбилей не ошеломляющий, но весьма почтенный: самую крупную, надежную и разветвленную структуру современной музыкальной жизни России заложили ровно 90 лет тому назад.
Организация Московской филармонии — одно из немногих безусловно полезных дел красного наркома старой закалки Луначарского. В 1922 году, когда до академической музыки никому не было дела, с его легкой руки появилась ныне здравствующая институция. На первых порах ее возглавлял худсовет во главе с Николаем Мясковским, но никаких потаканий вкусам победивших пролетариев здесь не было. В двадцатые и тридцатые годы прошлого века под ее крылом выступали лучшие дирижеры мира, гастролировали Артур Рубинштейн и Яша Хейфец. Это никак не вяжется с нашими представлениями о вкусах пролетарской страны, но факты остаются фактами: именно филармония знакомила меломанов с новейшей музыкой Европы. В Москве задолго до сталинских гонений на космополитов и хрущевских на «абстракцистов» давали авторские концерты европейские интеллектуалы-авангардисты Дариус Мийо, Артур Онеггер и Бела Барток.
Но филармония жила не одними гастролями, пусть и великолепными. Через пять лет после появления она обзаводится собственным оркестром, а еще через пару лет проводит конкурсы музыкантов-исполнителей. И вот тут на сцене появляются люди, определившие пристрастия минимум трех поколений и на годы ставшие легендами не советской и не российской — мировой музыки. Эмиль Гилельс, Святослав Кнушевицкий, Яков Флиэр, Давид Ойстрах — что ни имя, то живой по сей день миф. Именно они своим искусством помогали поддерживать имидж процветающей державы, в которой есть место высокому искусству.
Филармония и дальше заквашивала музыкальную жизнь одной шестой части суши, причем грамотно и методично. Дирижерский конкурс не располагающих к музыке страшных тридцатых вывел на подмостки поколение гениев, среди которых были Евгений Мравинский, Кирилл Кондрашин, Александр Мелик-Пашаев. А затем — не было бы счастья, да несчастье помогло. Гримасы отечественной истории причудливы: неосуществленная мечта Мейерхольда воплотилась как мечта музыкантов, филармония получила в свое распоряжение так и не ставший театром Мейерхольда Концертный зал имени Чайковского. Прекрасный дом в самом центре Москвы с бело-синим амфитеатром и какой-никакой репетиционной базой все еще смотрится храмом искусства. И все еще таит возможности: несколько сезонов назад Московская филармония открыла для постоянных посещений Камерный зал и так называемый «Трюм Мейерхольда».
Тогда и теперь
Золотая пора МГАФ — это премьеры сочинений Шостаковича и Прокофьева, первые конкурсы имени Чайковского, Святослав Рихтер и Мстислав Ростропович. Нелишне напомнить и взрослым меломанам, и поколению next, что в пятидесятые в Москву не гнушались приезжать лучшие мировые оркестры. МГАФ принимала Лондонский филармонический, Лейпцигский оркестр Gewandhaus, Филадельфийский и Бостонский симфонические оркестры. В Москве дирижировали Леопольд Стоковский, Курт Мазур, Леонард Бернстайн, за роялем кружил публике голову великий Гленн Гульд. А оттепель в МГАФ наступила со знаменитыми гастролями Игоря Стравинского и концертами Оркестра Венской филармонии под управлением Герберта фон Караяна. Это был прорыв по гамбургскому счету.
В новые русские времена МГАФ живет непросто. С одной стороны — громадные новые возможности и включенность в мировой процесс. С другой — новая экономическая реальность вкупе со странными законами. Русский музыкант может купить на свои деньги инструмент, а потом долго маяться с бумагами, вывозя его на гастроли. А может взять его в пользование из Собрания уникальных инструментов при Музее музыкальной культуры, да забыть на заднем сиденье такси. Филармоническая жизнь у нас сейчас точно такая же — причудливая и нескучная. С одной стороны — старые фестивали вроде «Русской зимы», за годы подрастерявшие запал. С другой — великолепные абонементы звезд мировой оперы и оперных шедевров, оригинальные концертные премьеры, на которые дорогие билеты разлетаются мгновенно. Филармонию ругают за неповоротливость и косность, но к ней же льнут в поисках стабильности и надежного качества. Ведь МГАФ в любом случае остается гигантом мировой музыкальной жизни с 4000 (!) ежегодных концертов в Москве, регионах России и за рубежом.
Юбилейный марафон
Свой юбилей филармония празднует три дня, с 28 по 30 января. Но при всем блеске концертов первого и последнего дня высшей точкой остается юбилейный марафон 29 января. С 11.00 до 23.00 меломанов ждет блестящее меню. Для маленьких и юных Оркестр русских народных инструментов со сказочником Павлом Любимцевым исполнит «Конька-Горбунка», Артем Варгафтик расскажет о «Картинках с выставки» Мусоргского. Два конкурирующих символа национальной гордости великороссов — Хор имени Пятницкого и Ансамбль имени Моисеева — дадут общий концерт. К прекрасному прошлому мировой культуры поведут лютнист Александр Суетин и ансамбль «Мадригал», а вслед за ним великолепная Татьяна Гринденко и «Академия старинной музыки». В кафе «Чайковский» прозвучат самые музыкальные стихи. В качестве странных сближений — оркестр Алексея Уткина и скрипач Виктор Третьяков, играющие Баха и Сальери. Совсем в ночи ждет поклонников симфоджаз братьев Ивановых. Ну а прайм-тайм, разумеется, отдан академической классике.
Выбор очень патриотичный, и с 16.00 до 23.00 каждый час исполняется нечто любопытное. Оркестр МГАФ и пианист Николай Луганский соло, гвоздь прог раммы — Торжественная увертюра «1812 год» Чайковского. Того же автора играет великолепный Квартет имени Бородина. Владимир Спиваков во главе НФОРа, как обычно, не мучает публику: будут Сюита № 2 для эстрадного оркестра Шостаковича и «Ночь на Лысой горе» Мусоргского. А вот дальше все для искушенных. Солисты Российского государственного оркестра представят Глинку и Стравинского в концерте «Мифы, предания, образы». А Владимир Юровский вместе с недавно вверенным ему ГАСО имени Светланова — Симфонические танцы Рахманинова.
В наше время вечного цейтнота и экспериментов со временем идея юбилейного марафона гениальна. Если сдюжить программу на все двенадцать часов, получится нечто вроде полета в аэротрубе по музыкальной культуре, с акцентом на отечественного производителя. Фокус в том, что каждый концерт марафона сам по себе достоин десятилетий истории Московской филармонии.