XI Московский Пасхальный фестиваль, 15 апреля — 9 мая

Начинается одиннадцатый Московский Пасхальный фестиваль.


Этот фестиваль сродни олимпийскому движению: при взгляде на очередную свежую программу вспоминается девиз «Быстрее, выше, сильнее». «Быстрее» он выплескивается из обеих столиц в провинцию, и в этом году маэстро с оркестром Мариинского театра обиходит серьезными программами весь европейский север, центральную полосу и юг России. «Выше» — и вот в программе потрясающе интересные концепты вроде монопрограмм Прокофьева или Stabat Mater Митрополита Илариона. Про «сильнее» все тоже очевидно: 25 дней фестиваля уместят 150 концертов симфонической, хоровой, камерной и звонильной программ. По сути, Пасхальный давно уже напоминает стихию, нечто мощное и неизбежное, что приносит с собой настоящая весна.

Группа поддержки у фестиваля прежняя: Правительство Москвы (мэры меняются, Пасхальный остается) и Министерство культуры Российской Федерации с Благословения Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Старт 15 апреля в Большом зале Консерватории, где симфонический оркестр Мариинского театра под управлением маэстро Гергиева концептуально исполнит только Прокофьева: Первую и Пятую симфонии плюс Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Обратите внимание на солиста — это открытие последнего конкурса Чайковского, удивительный Даниил Трифонов, потенциал которого Гергиев оценил сразу же. На следующий день снова Прокофьев, теперь Вторая и Третья симфонии, хитовые фрагменты «Ромео и Джульетты» и Второй концерт с солирующим давним другом маэстро Александром Торадзе.

Днем 16 апреля в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя величаво откроется хоровая программа. Повезло и русской церкви, и Пасхальному, нашедшему в руководстве РПЦ «пятую колонну» — бывшего студента Московской консерватории, ныне Митрополита Илариона (Алфеева). Его Stabat Mater для солистов, хора и оркестра исполнят Симфонический оркестр и хор Мариинского театра с хором мальчиков Петербургского училища имени Глинки под дирижерским оком Гергиева. Поддержит программу воистину прекрасный Московский синодальный хор.

На третий день фестиваля, 17 апреля, — праздник для ценителей академического пианизма. В сольном концерте Кристиана Блэкшоу в Зале Чайковского прозвучат сонаты Моцарта, Шумана, Шуберта. Валерий Гергиев к тому моменту вместе с главными силами своей музармии переместится на родную сцену Мариинского театра ради «Пеллеаса и Мелизанды» Дебюсси, и меломаны, не представляющие, каким будет музыкальный импрессионизм маэстро, могут перемещаться следом.

Затем главные силы Пасхального порадуют Петрозаводск, Мурманск, Архангельск, Ярославль, Краснодар, Ростов-на-Дону и так далее. Маэстро и музыканты не устают повторять, что реакция неизбалованной вниманием провинциальной публики надолго заряжает позитивной энергией. 24 и 25 апреля Москве «додадут» Прокофьева. Причем не только оставшиеся симфонии, но и сюиту «Египетские ночи» с блистательным Алексеем Володиным за роялем и чтецами — и . В собственный день рожденья, 2 мая, маэстро начнет концерт Сюитой из оперы «Любовь к трем апельсинам», и это должно впечатлить.