Клуб «Б2», 28 апреля в 21:00

Школа современной пьесы, 20 апреля и 4 мая в 19:00

Имя Евгения Гришковца вновь на слуху. В «Школе современной пьесы» идет его новый спектакль, а в клубе «Б2» он представляет новую программу с группой «Бигуди». «ВД» вспоминает, как начиналась карьера актера, драматурга и писателя.

Без слов

Сегодня имя  — на обложках книг, на театральных, клубных и киноафишах. Он доступен в соцсетях и на собственном сайте. Трудно вообразить, что на заре своей творческой жизни один из самых разговорчивых актеров отечественной сцены... молчал. И вовсе не из-за стресса, который ему, сыну родителей-филологов, пришлось пережить на морфлоте («Я видел та- кие проявления человеческой природы, которые не хотел бы видеть и знать», — жаловался дембель Гриш- ковец). А из-за того, что начинал он в студенческом театре пантомимы, на родном филфаке Кемеровского университета. Вскоре, в 1990-м, Евгений открыл собственный театр «Ложа». Все спектакли были построены на импровизации: за основу брались сюжеты классики, анекдоты, армейские воспоминания — что угодно. Через семь лет Гришковец покинул свое детище, а «Ложа» теперь считается «культурным достоянием Кемерово» и до сих пор дает спектакли, поставленные ее отцом-основателем.

От курилки до «Маски»

Первое явление Гришковца московскому народу — моноспектакль «Как я съел собаку» со сценами из флотской жизни — случилось в 1998 году, в курилке Театра Российской армии. На премь ере было всего 17 человек: столичные театралы знать не знали, кто этот кемеровский провинциал (правда, к тому времени он сменил прописку на калининградскую). Да и место для спектакля было выбрано неожиданное. Но, как оказалось, вполне логичное. Ведь Гришковец предложил зрителям совершенно новый способ общения — доверительный разговор «о своем, о наболевшем». Он просто, без затей рассказывал о детских и отроческих воспоминаниях, о службе на флоте вдалеке от родного города. В слегка нелепой, неуклюжей фигуре автора-актера каждый легко угадывал собственные черты. Гришковец говорил с любовью и пониманием как о радостном, так и о слабости, глупости, беспокойстве по пустякам. Теперь этот жанр называют «новым сентиментальным театром». Спектакль приняли на ура. Критики были в восторге (премия «Золотая маска» в номинациях «Новация» и «Приз критиков», премия «Триумф»). Началась эра Гришковца: в московской афише из года в год стали появляться постановки по его пьесам — «Зима», «Дредноуты», «Записки русского путешественника», «ОдноврЕмЕнно», «Город», «Планета», «Дом», «По по», «+1»...

«Подслушанное...»

Последняя премьера состоялась совсем недавно, в «Школе современной пьесы». Здесь заняты все ведущие актеры театра: Альберт Филозов, Алексей Гнилицкий, Татьяна Веденеева. Спектакль, поставленный Иосифом Райхельгаузом, строится опять же на импровизации. Двенадцать историй разворачиваются за столиками в ресторане. Вот юноша привел подружку знакомиться с мамой — и непонятно, кто из дам старше. Трое друзей никак не могут решить, кому платить по счету. Одинокая красавица кого-то ожидает. Знаменитый актер отмечает юбилей, а гости никак не приходят... Как всегда у Гришковца, перед нами самая обычная жизнь, которую мы порой не замечаем, но которая составляет содержание каждого нашего дня. Только диалоги в пьесе уже принадлежат не Гришковцу, а актерам. Они лишь «раскручивают» заданную автором ситуацию. Каким получился этот эксперимент — судить зрителю.

Гришковец под музыку

Еще одна встреча с Евгением ждет поклонников его музыкального таланта. Хотя наш герой и утверждает, что не поет, это не мешает ему солировать в совместном с группой «Бигуди» проекте. Его амплуа — тот же уютный «сосед по лестничной клетке», который делится рецептами позитивного настроения и с трогательным удивлением наблюдает жизнь. Зрителей на выступлениях Гришковца и «Бигуди» не слепят светоэффектами и не оглушают басами. Их привлекают более тонкими удовольствиями: задушевностью и светлой грустью. Этот принцип остается неизменным уже много лет, пусть Гришковец и перешел от мелодекламации к подпеванию, а от «сырого» аккомпанемента в стиле lo-fi к более изобретательным аранжировкам. Можно быть уверенным, что 28 апреля в клубе «Б2» все пройдет в давно знакомой атмосфере писательского обаяния, в которое по уши погрузятся и зал, и музыканты. Помимо проверенных хитов, прозвучат и новые опусы мэтра.