«Совершенно некуда пойти!» – часто жалуются любители классической музыки, утомленные однообразием имен и программ. Хотя добрая треть из них прорывается на редкие престижные концерты, чтобы.. . пропозиционироваться! Неважно, что сегодня дирижирует Гергиев. Главное – поотираться среди сливок общества. К счастью, подлинные меломаны разборчивы и фильтруют события, руководствуясь собственными вкусами.

Собака на сене


В Большом зале консерватории 1737 мест. Но все знают, что на уникальные концерты сюда легко входит две с половиной тысячи меломаноа.

Большой зал консерватории БЗК (бэ-зэ-ка) идеально сочетает в себе акустические свойства и возможность на людей поглядеть и себя показать. Он овеян всемирной славой, и даже самые маститые артисты трепещут перед выходом на историческую сцену, обшарпанную лаковыми штиблетами корифеев. Впрочем, теперь не такую уж обшарпанную. Еще прошлым летом после ремонта, проведенного к конкурсу Чайковского под гневно сверкающим оком Валерия Гергиева, зал стал как новенький. Акустика и так считалась идеальная, а стала еще лучше. Ее даже хотят зарегистрировать как памятник! Восстановлен подлинный цвет стен – светло-оливковый; воссоздан довоенный витраж «Святая Цецилия» в фойе, «Славянские композиторы» оттуда съехали в бывший буфет, а буфеты – в... бывшие туалеты. Кто не видел эти просторы М и Ж два года назад, не поверят, закусывая шампанское пирожным. Катастрофа в другом: в последние годы в БЗК классных концертов бывает мало. Исторически он принадлежит консерватории, и сегодня она, увы, по праву пользуется этим на всю катушку, заполонив зал своей третьеразрядной жвачкой. А для чужаков аренда – 330 тысяч рублей за вечер. Не всякий потянет. Классическая собака на сене.

В консерватории еще два прекрасных зала – Малый (МЗК – эм-зэ-ка) и Рахманиновский (РЗК – эр-зэ-ка). Малый сейчас как-то не в моде. Во-первых, там не пропозиционируешься: в партере нет центрального прохода, где можно покрутиться, да и вестибюли крошечные. Во-вторых, менеджмент – опять же никуда. Хотя Малый зал достоин игравших здесь когда-то величайших Глена Гульда и Марии Юдиной.

Рахманиновский зал, лазурный красавец, – это бывшие хоромы дореволюционного Синодального училища. Лет сорок назад его отбили у юрфака МГУ, расположившего тут актовый зал с граненым графином на плюшевой скатерти. В Рахманиновском уникальные концерты дает кафедра исторического исполнительства, «Студия новой музыки». Вход свободный. Позиционироваться тут смешно. Качество концертов – высокое. Рекламы – никакой. Но где еще услышишь Лигети и Берио, Куртага и Ксенакиса? Зал – битком.

Отличник производства


Главный филармонический зал удобен еще и тем, что вход в метро — в том же здании

Начинающему легко запутаться в двух соснах. Еще бы! Когда по радио говорят: «Демонстрантов на Триумфальной оттеснили к консерватории» – имеется в виду вовсе даже Концертный зал им. Чайковского (КЗЧ – ка- зэ-че). Просто многие, включая таксистов, путают консерваторию имени Чайковского на Большой Никитской и Зал имени Чайковского на стыке Тверской улицы, Триумфальной площади и Садового кольца. На КЗЧ, принадлежащем филармонии, всегда лежало обидное клеймо зала номер два. В советское время свои лучшие концерты она проводила в БЗК, теперь аренда кусается. Зато это подвигло апгрейдить собственный КЗЧ. С помощью новых технологий здесь улучшили акустику. Из огромного холла первого этажа выселена воронья слободка бутиков и лавочек, и туда на законное место вернулся гардероб. Филармония удачно обжила новый Камерный зал на сто человек – здесь самое место для дебютов, звуковых опытов, бесед с композиторами. Освоила было «Трюм Мейерхольда» под первым этажом и даже крышу, запустив проект «Другое пространство», но крутой авангард нынче не дешев, и пока проект на годик свернули. Впрочем, филармонии и так есть что предъявить: в январе, в день своего 90-летия, она впервые провела в обоих залах рискованный марафон концертов с утра до ночи. Суммарная толпа ошалевших от жадности к прекрасному зрителей составила 10 тысяч человек!

Через тайную дверь


Чтобы добраться до сияющего Дома музыки, надо преодолеть немало препятствий

Третья вершина треугольника – Дом музыки на Красных Холмах. Кажется, эта каменная громада поглощает все человеческие усилия по ее обогреву живым дыханием. Три зала – попробуй напланируй тысячу концертов на год! Из трех залов лучший – Камерный; худший – Театральный. О главном же, Светлановском, дирижеры говорят, что никак не могут приноровиться к его акустике. Дому музыки уже больше 10 лет, а все тут будто недостроено, недовернуто, не доведено до ума. В фойе ветродуй, перила размером с бревно, в дорогущих буфетах очередь, подмосковные барышни-контролерши дурно воспитаны. Все будто не для вас. Особенно хорошо это чувствуешь, минут пятнадцать добираясь сюда от метро по каким-то мостикам и лестницам, только что не вплавь через Москва-реку. Сейчас делаются попытки поднять Концертный зал Российской академии музыки им. Гнесиных в Ржевском переулке. Первоклассных концертов тут мало, но филармония перенесла сюда ряд абонементов. Гнесинка отродясь была третьей после БЗК и КЗЧ, так что есть за что побороться. Тем более что обстановка здесь все же более профессиональная и свойская, чем в Доме музыки. А студенты Академии просачиваются в зал через тайную дверь прямо из учебных коридоров.

Ангелы на цыпочках


В ГМИИ им. Пушкина музыкальным традициям больше полувека.(фото: Михаил Бибичков)

Чем статуснее концерт – тем менее он сакрален. То есть обсуждать будут в первую очередь талию Анны Нетребко, а не проникновенность исполнения арии Манон «Прощай, мой маленький столик!».
С другой стороны, а не пошли бы вы за сакральностью прямой дорогой в храмы?
Что касается главного – храма Христа Спасителя, – то Зал церковных Соборов под привычные концерты приспособлен мало. Слушать там хоры еще туда-сюда, но вот оркестры – никак. Да и выступают здесь какие-то странные коллективы с незарегистрированными названиями. Любители органной музыки независимо от вероисповедания ходят на концерты в католический собор Непорочного Зачатия Девы Марии на Малой Грузинской, лютеранский храм Петра и Павла на Китай-городе, англиканскую церковь Святого Андрея в Вознесенском переулке.
Но если действительно хочешь поймать в музыке откровение, надо искать ее там, где ей сакральность не навешивают.
В ГМИИ им. Пушкина музыкальным традициям больше полувека. В Пушкинском даже отъявленные хлестаковы ведут себя тихо: смешно позиционироваться рядом с фаюмскими портретами или под копытом коня грозного кондотьера Коллеони!
Большие фестивали проходят в Белом зале, где по обе стороны сцены стоят бронзовые подсвечники – ангелы на цыпочках – символические хранители всемирно известных «Декабрьских вечеров».
Более камерные концерты бывают в зале «Итальянский дворик» (там, где «Давид» Микеланджело). На фоне раннеготического церковного портала XIII века рояль смотрится загадкой мироздания, а певцы – ожившими прототипами великих портретов.
В зале Микеланджело (№ 29, там, где «Моисей») года два назад установлен настоящий механический орган «Зауэр». Концерты раз в месяц. Мест не хватает, но можно и постоять. Все-таки не каждый день слушаешь Баха в сантиметре от гробницы Медичи.

Как попасть в Валгаллу?


В Музее музыкальной культуры имени Глинки собраны сплошь аутентичные инструменты (фото: Елена Барсегова)

Историческому музею тоже к лицу озвучивать свои диковинные пространства. В Парадных сенях часто звучат забытые русские композиторы XVIII века. Согласитесь, романсы вроде «Тщетно я скрываю сердца скорби люты» или «Где, где, ах, где укрыться» воскрешают эмоции двухсотлетней давности.
В Музее музыкальной культуры имени Глинки своя специфика. Как-то раз моряки оркестра ВМФ оживили коллекцию российских труб 1812 года и трофейные французские барабаны. Запомнился и вечер, посвященный 50-летию синтезатора АНС – громоздкого, как первые ЭВМ, и названного так в честь Скрябина. Мелодию аппарат пишет на стекле, покрытом несохнущей черной краской.
Когда-то первопроходцы нашего авангарда работали на АНСе в Доме-музее Скрябина (в Большом Николопесковском переулке). Он до сих пор не утратил атмосферы эпохи модерна. Тут есть современный зал, но сохранилась и подлинная гостиная с роялем Скрябина. До святыни иногда допускают заслуживших этой чести пианистов.
Прямо на Тверской (дом 17, кв. 110) – мемориальная квартира пианиста и педагога Александра Гольденвейзера, где «домашние» концерты особенно хороши. Не говоря уже о квартире Рихтера (перекресток Большой и Малой Бронных), где роялей целых два, часто бывают концерты, видеопоказы и просто встречи рихтерианцев. Попасть в эту Валгаллу очень просто – позвонить и договориться.

От Кремля до синагоги


Колонный зал Дома Союзов почти весь год пустует

Есть еще десятка два не вполне определившихся с менеджементом мест, где то и дело посверкивают алмазы. Это – по определению – Оружейная палата с ее фестивальчиками, не нарушающими покой шапок Мономаха. Центр оперного пения Галины Вишневской на Остоженке, где выступают и дают мастер-класс великие музыканты современности. Дом композиторов в Брюсовом переулке, где по традиции кучкуются члены творческого союза, которым время от времени есть что сказать. Архиповская (в память о великой певице) гостиная на сто с лишним мест напротив консерватории – в этом особняке XVIII века теперь база фирмы «Бехштейн», поэтому концертный рояль в зале прекрасный. В Доме художника есть вместительный уголок, где классические музыканты иногда озвучивают немые картины.В театре «Школа драматического искусства» может дать авторский концерт композитор Владимир Мартынов, представить свои безумные проекты Петр Айду. А выдающийся пианист Борис Березовский однажды провел тут свой Метнер-фестиваль.
Да что там! Собственными ушами слышала концерт Алексея Любимова из сочинений Бетховена не где-нибудь, а в хоральной синагоге. Вот так,
всюду жизнь!
Правда, есть заведения поистине загадочные. Это Колонный зал Дома Союзов, открытый для меломанов раз в год – в июне, на время президентского Фестиваля оркестров мира в честь Дня России. Все остальное время там живет лишь легенда о подземном ходе в Кремль, по которому еще сам Сталин пешком ходил.
Второй секрет за семью печатями – Центр Павла Слободкина на Старом Арбате. Зал изумрудно-зеленого цвета, акустика прекрасная. Этот открывается раза три в год. Что за сокровища Али-бабы охраняют там все остальное время строгобровые кадавры – ребус уже не для тонких ценителей прекрасного.


15 событий года

май

До 9 мая / XI Московский Пасхальный фестиваль под руководством Валерия Гергиева. 9 мая традиционные концерты Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением В. Гергиева: днем – на Поклонной горе, вечером – на торжественном закрытии фестиваля в Большом зале консерватории, где будут исполнены Чайковский и Шостакович.

3–7 мая / Гамбургский балет под руководством Джона Ноймайера. Впервые в Москве балеты «Третья симфония Густава Малера» и «Нижинский». На сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.

20 мая / Фестиваль «Черешневый лес». Концерт Израильского филармонического оркестра под управлением Зубина Меты. Концертный зал им. Чайковского.

24, 25 мая / Московская премьера балета Бориса Эйфмана «Роден» (Санкт-Петербург). Новая сцена Большого театра.

июнь

8 июня / Концерт Сюзан Грэм (меццо-сопрано, США). Арии из опер Глюка, Моцарта, Берлиоза, Гуно. Концертный зал им. Чайковского.

До 12 июня / Фестиваль оркестров мира. В этом году представлена Америка: Хьюстонский симфонический оркестр (США), оркестры Колумбии и Кубы. Колонный зал Дома Союзов.

25 июня / Опера Пьетро Масканьи «Мой друг Фриц» в концертном исполнении. В главных партиях: Стивен Костелло (тенор, США), Айлин Перез (сопрано, Мексика). Дирижер – Антонио Фольяни (Италия). Концертный зал им. Чайковского.

26 июня / Премьера оперы П.И.Чайковского «Чародейка». Дирижер – Александр Лазарев. Основная сцена Большого театра.

сентябрь

8 сентября / IV Большой фестиваль Российского национального оркестра. Оркестр, составленный из РНО и Лондонского филармонического. Симфония № 6 Р. Воана-Уильямса и Симфония № 7 Д. Шостаковича. Дирижер – Владимир Юровский. Концертный зал им. Чайковского.

С 12 сентября / Фестиваль Джона Кейджа в Московской консерватории. Камерные залы консерватории.

13 сентября / IV Большой фестиваль Российского национального оркестра. Опера П.И. Чайковского «Евгений Онегин» в концертном исполнении. В главных партиях: Екатерина Щербаченко, Дмитрий Корчак, Василий Ладюк. Дирижер – Михаил Плетнев. Концертный зал им. Чайковского.

27 сентября / Филипп Жарусски (контратенор, Франция) на открытии юбилейного сезона Дома музыки. Дом музыки.

28, 30 сентября и 2 октября / Опера Клода Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда» в постановке Оливье Пи. В главных партиях: Наталья Петрожицкая, Жан-Себастьян Бу, Франсуа Леру. Дирижер – Марк Минковски (Франция). Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко.

30 сентября / Концерт Большого симфонического оркестра, цикл «Власть и судьба». Симфонический псалом «Царь Давид» Артюра Онеггера. Хор Зингферайн (Вена). Дирижер – Владимир Федосеев. Большой зал консерватории.

октябрь

26 октября / Сэр Роджер Норрингтон (Великобритания), камерный оркестр Musica viva и пианист Роберт Левин (США). Концертный зал им. Чайковского.


Адреса

Большой зал консерватории / Б. Никитская ул., 13 / (495) 629-94-01 / www.mosconsv.ru

Концертный зал им. П.И. Чайковского / Триумфальная пл., 4/31 / (495) 232-53-53

Дом музыки / Космодамианская наб., 52, стр. 8 / (495) 730-10-11

Концертный зал РАМ им. Гнесиных / М. Ржевский пер., 1 / (495) 690-67-37 / www.gnesinhall.ru

Храм Христа Спасителя / ул. Волхонка, 15 / (495) 624-80-58 / www.xxc.ru

Римско-католический кафедральный собор / М. Грузинская ул., 27/13 / (499) 252-40-51 / www.artbene.ru

Евангелическо-лютеранский собор Святых Петра и Павла / Старосадский пер., 7 / (495) 624-58-20 / www.peter-paul.ru

Англиканская церковь Святого Андрея / Вознесенский пер., 8 / (495) 772-58-42 / www.grigoriankoncert.ru

Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина / ул. Волхонка, 12 / (495) 697-95-78 / www.arts-museum.ru

Исторический музей / Красная пл., 1 / (495) 692-40-19 / www.shm.ru

Музей музыкальной культуры им. Глинки / ул. Фадеева, 4 / (495) 739-62-26 / www.glinka.museum

Мемориальный музей А.Н. Скрябина / Б. Николопесковский пер., 11 / (499) 241-19-01

Музей-квартира А.Б. Гольденвейзера / Тверская ул., 17, кв. 110 / (495) 629-29-29

Мемориальная квартира Святослава Рихтера / Б. Бронная ул., 2/6, кв. 58 (16-й этаж) / (495) 695-83-46 / sviatoslav-richter.ru

Оружейная палата / Кремль / (495) 652-37-76 / www.kreml.ru

Центр оперного пения Галины Вишневской / ул. Остоженка, 25, стр. 1 / (495) 637-77-03 / www.opera-centre.ru

Дом композиторов / Брюсов пер., 8/10, стр. 2 / (495) 629-13-65 / www.house-composers.ru

Архиповский музыкальный салон / Брюсов пер., 2/14, стр. 8 / (495) 692-01-66 / www.msmdhall.ru

Центральный дом художника / ул. Крымский Вал, 10/14 / (499) 238-96-34 / www.cha.ru

Театр «Школа драматического искусства» / ул. Сретенка, 19 / (495) 632-93-44 / www.sdart.ru

Хоральная синагога / Б. Спасоглинищевский пер., 10 / (495) 940-55-57

Колонный зал Дома Союзов / ул. Б. Дмитровка, 1 / (495) 692-07-36 / www.domsojuzov.ru

Центр Павла Слободкина / ул. Арбат, 48 / (499) 241-62-26 / www.center-slobodkina.ru