Концертный зал им. П.И. Чайковского, 20 мая в 19.00

В Москве с единственным концертом Израильский филармонический оркестр и его пожизненный руководитель Зубин Мета.


Долгие годы Израильский филармонический оркестр отвечает на тяжелый вопрос, может ли быть поэзия после Освенцима. Простого ответа на него нет, и, возможно, поэтому в этом оркестре все из ряда вон — что история возникновения, что сегодняшний день. Родился он на свет в 1936 году, когда по призыву скрипача-виртуоза Бронислава Губермана европейские музыканты откликнулись на его идею создать большой постоянно действующий оркестр на Земле Обетованной. В декабре того же года новорожденным дирижировал в Тель-Авиве великий итальянец Артуро Тосканини. А сама идея спасла жизнь одним и воодушевила к жизни других — почти полторы сотни концертов дал оркестр для солдат стран антигитлеровской коалиции. На церемонии провозглашения Декларации независимости Израиля в 1948 году именно этот оркестр играл государственный гимн.

Пестовали оркестр Леонард Бернстайн, Сергей Кусевицкий и другие крупные музыканты, а с 1968 года и по сей день им руководит Зубин Мета. После двадцати лет работы с коллективом Мету признали пожизненным руководителем, и индийский аристократ из зороастрийской семьи оправдывает доверие. На нынешние гастроли в Москву он приезжает в полные 76 лет в добром здравии, трезвом уме и с хорошим рабочим настроением. Программу приготовил упоительно боевую.

Начнется вечер огненным залпом «Эгмонта», увертюрой Бетховена из музыки к трагедии Гёте. Исторический сюжет про верность и благородство одних, но подлость и предательство других выдержан в классическом героическом духе зрелого Бетховена. По силе воздействия на слушателя сравнить, пожалуй, не с чем. Дальше — уступка художественным нормам, правилам гостеприимства, обывательским представлениям о загадочной русской душе и еще бог знает чему: Денис Мацуев вместе с Израильским филармоническим исполняет Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Чайковского. При всем уважении к опусу выбор выглядит надиктованным политесом, а не музыкальными соображениями — слишком уж часто исполняется сочинение и слишком уж не вяжется с общим настроем вечера. Впрочем, этот самый хитовый концерт русской музыки слегка урезонит последний пункт программы. Им будет ля-мажорная Симфония № 7 Бетховена. Написанная в 1812 году и впервые исполненная для солдат тогдашней европейской войны, она словно установит связь между войной XIX века и войной века XX. Наперекор всему утверждая жизнь — в мажорном ладу. В Москве Израильский филармонический оркестр с неизменным Зубином Метой за пультом был в 2006 году на Фестивале симфонических оркестров мира, и тот приезд был сенсацией. Сейчас, шесть лет спустя, уже мало кого удивит, что доброй части оркестра в Москве не нужны переводчики, а в пассажах струнных при желании легко расслышать ту самую манеру, которую принято называть «русской школой».