Большой зал Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, 31 мая в 19.00
Геннадий Рождественский завершает цикл «Туманный Альбион» представлением британского композитора ХХ века Уильяма Тёрнера Уолтона.
Жил на свете Уолтон — знаете его? Не было у Уолтона ровно ничего — ни упоминания в музыковедческой литературе одной шестой части суши, ни истории исполнений в обеих российских столицах. Оно и понятно. Не только он, но и оказавший на Уолтона огромное влияние Игорь Федорович Стравинский был на родине скорее запретным плодом, чем иконой музыки ХХ века.
Однако маэстро возвращал в ежедневный обиход и куда менее известные имена. А уж его почтение к музыкальному миру туманного Альбиона и вовсе прослеживается на протяжении всей его музыкантской карьеры. Только что пришелся в строку любопытнейший факт: Геннадий Рождественский в бытность свою у руля Большого театра в 1965 году вместе с Борисом Покровским поставил оперу Бенджамена Бриттена «Сон в летнюю ночь». Случилось это спустя всего 5 лет после премьеры в Лондоне, то есть европейские премьеры продвигались в каком-то дореволюционном темпе, как было принято в российских императорских театрах. Каких нервов ему это стоило, осталось за кадром. И хотя к лаврам музыкального шестидесятника Рождественский относится настороженно, событие небывалое. Потраченные нервы, кстати, не отвратили его от дальнейших экспериментов и резких шагов. Музыка, по Геннадию Николаевичу, бывает хорошая и не очень, а реагировать на идеологические препоны — не его, мэтра, дело.
Нынешний цикл «Туманный Альбион» — в составе именного абонемента «Дирижирует Геннадий Рождественский». Существует абонемент много лет, но начинка у него всякий раз настолько разная, что остается только удивляться, откуда у маэстро столько сил и свежего взгляда на вещи. Герой последнего концерта его цикла — тот самый сэр Уильям Тёрнер Уолтон, достойный введения в российский музыкальный обиход. Композитор и коллега-дирижер Рождественского — ровесник века. Если искать объяснения интереса к нему Рождественского, самый быстрый ответ — на стиль Уолтона оказали воздействие сочинения Стравинского и Прокофьева. Этого вполне достаточно. Но еще на авторский почерк влиял джаз, а предназначались опусы самому широкому кругу музыкантов-исполнителей. Есть у Уолтона сочинения для оркестра, хора, много камерной и (норма дирижера для британцев) церемониальной музыки — например, Gloria, «Городу Лондону, в знак уважения», Коронационный Te Deum по случаю коронации Елизаветы II. Это не мешало ему писать и музыку к кинофильмам.
В Большом зале исполнят сюиту в пяти частях для оркестра Capriccio burlesco, Концерт для скрипки с оркестром (соло Александра Рождественского), ораторию для баритона, хора и оркестра «Пир Валтасара» (Belshazzars Feast, соло — Сергей Топтыгин). Для объемного впечатления о неведомом авторе вполне достаточно. Кроме Геннадия Николаевича, у этого концерта есть еще один герой, Государственная академическая симфоническая капелла России под руководством Валерия Полянского. Капелла и ее хор в этом сезоне юбиляры, так что за качеством исполнения артисты будут следить с особым тщанием.