Колонный зал Дома союзов, с 1 по 11 июня

В течение восьми вечеров в начале июня москвичей будут знакомить с музыкантами экстра-класса из обеих Америк.


В Москве в седьмой раз пройдет Фестиваль симфонических оркестров мира. Праздник это уникальный: ничего подобного нет ни в одной другой музыкальной столице планеты. Благодаря ему российская публика уже не только встретилась с ведущими симфоническими коллективами мира, но и узнала, что даже в таких экзотических, с точки зрения европейца, странах, как, например, Индия, симфоническая культура дает самобытные побеги. Нередко — с помощью наших музыкантов, становящихся на дирижерский подиум или садящихся за первые пульты. На нынешнем фестивале нам представят три оркестра из Северной и Южной Америки.

Правда, ни четверки великих оркестров США (Нью-Йоркский филармонический, Бостонский, Филадельфийский, Чикагский), ни сравнимого с ними по славе Венесуэльского оркестра имени Симона Боливара на фестивале не будет. Эти коллективы и так довольно регулярно приезжают в Россию. А вот шансов услышать, допустим, симфонические оркестры Кубы или Колумбии у нашей публики совсем немного. Тем не менее подобные коллективы в уровне мастерства не уступают своим раскрученным собратьям.

Американский акцент


Фото: Ханс Граф

Один из участников нынешнего фестиваля, оркестр Кубы, как неожиданно это многим ни покажется, — настоящий заповедник старой советской исполнительской школы. На самом деле ничего удивительного тут нет. Многие десятилетия именно советские педагоги поднимали академическую музыкальную культуру Острова Свободы.

Национальный симфонический оркестр Кубы впервые выступил в 1960-м. Сегодня им дирижирует Энрике Перес Меса.

Абсолютным открытием для нас должен стать Филармонический оркестр Боготы из Колумбии. Полуфантастическая страна, о которой мы узнаем в лучшем случае из мистических книг Габриэля Гарсия Маркеса, а в худшем — из хроник международного терроризма, оказывается, имеет в своей культуре и такую краску, как симфоническая музыка. Кстати, дирижер коллектива Энрике Димекке — одновременно и композитор, среди представленных современных сочинений мы услышим и его партитуру «Чакона памяти Карлоса Чавеса».

Что касается оркестра города Хьюстона из США, то этот старейший (в будущем году отметит свое 100-летие) и достаточно мощный коллектив имеет прочные связи с русской культурой. Начать с того, что его нынешний глава, австриец Ханс Граф стажировался в Ленинграде у Арвида Янсонса, и, как он гордо сказал устроителям фестиваля, в России ему переводчик не нужен. Да и сам коллектив тесно сотрудничает с Русским обществом Хьюстона (в Техасе живет немало выходцев из нашей страны), делегация которого, кстати, собирается поддержать своих земляков на московском фестивале.

Столица и региона


Фото: Борис Тевлин

Ну и об отечественных коллективах. По традиции фестиваля их два, один столичный, другой из региона. В качестве второго на сей раз выступит Ярославский академический симфонический оркестр во главе с одним из талантливейших отечественных дирижеров Мурадом Аннамамедовым. Юноша-самородок из Туркмении учился в Московской консерватории у самого Геннадия Рождественского, а потом посвятил свою жизнь российским оркестрам — Cаратовскому и последние 18 лет — Ярославскому.

Академический симфонический оркестр Московской филармонии под управлением Юрия Симонова, равно как и Государственный академический русский хор имени Свешникова (руководитель Борис Тевлин), в специальных рекомендациях не нуждаются. Но нельзя не сказать об их совершенно необычной программе, идея которой предложена известным культурным деятелем, певцом и режиссером Юрием Лаптевым. Это отечественная музыка гимнического характера и жанра — например, гимн Бортнянского «Коль славен», официальный гимн Российской империи «Боже, царя храни» Алексея Львова, менее известный «Гимн свободной России» Гречанинова (сочиненный в дни Февраля 1917-го), совсем неизвестный проект Гимна СССР, написанный в 1943 году Прокофьевым.

Напомним, что фестиваль оркестров традиционно проходит в Колонном зале Дома Союзов. В акустическом отношении это прекрасное помещение — за исключением одной досадной детали: пищат кресла. Казалось бы, мелочь, но в тихих местах этот металлический скрип, возникающий от малейшего движения сидящих на них зрителей, изрядно раздражает. Может быть, хоть к седьмому фестивалю администрация Колонного что-то сделает, чтобы убрать звуковую грязь, за которую стыдно и перед публикой, и перед артистами.