Оркестр Kremlin, отмечающий в этом году
Фото: личный архив Михаила Рахлевского
Миша Рахлевский — дирижер, основатель и художественный руководитель Камерного оркестра Kremlin. Учился в училище при Московской консерватории и Российской академии музыки им. Гнесиных по классу скрипки. В 1973 году эмигрировал из страны, жил и работал в Израиле, ЮАР, Канаде, в 1976 году переехал в США. В 1991 году звукозаписывающая компания Claves предложила Мише Рахлевскому сделать ряд записей, и он решил осуществить этот проект с музыкантами из России. Так родился Камерный оркестр Kremlin, успешная работа которого привела к возвращению Рахлевского в Москву. В 1998 году оркестр получил статус государственного коллектива. Сегодня в дополнение к насыщенному концертному графику московских выступлений оркестр много и успешно гастролирует по всему миру.
— Вас не пугает день, выбранный для старта фестиваля, —
— Два года назад мы тоже начинали фестиваль 13 августа, и это была пятница, тогда под воздействием известной фобии «пятница,
— Что еще в этом году будет необычного?
— Бисы! Я поставил на конец каждой программы по произведению, принадлежащему звучному левше. Например, Пол Маккартни или Ринго Старр. В другой вечер у нас «на десерт» будет Чарли Чаплин — одного из своих «Оскаров» он получил как композитор. Еще сыграем «Сиреневый туман» Джими Хендрикса. Из программ одна необычная: все оркестранты что-то сыграют соло. Скрипачи — по одному из девяти каприсов Паганини, альтисты — «Фантастические пьесы» Шумана, виолончелисты — концерт Карла Филиппа Эммануила Баха, а контрабасист — Вокализ Рахманинова. Мало оркестров, которые могут себе такое позволить, а мы позволяем!
— Как-то вы заметили, что в России мало пишут о классике, так как «ее вытесняет попса, и можно плакать по этому поводу, можно делать все что угодно — она от этого нас не перестанет вытеснять». Kremlin-оркестру уже 20 лет. В чем секрет?
— Мы любим музыку, честно относимся к своей профессии и искренне стараемся поделиться этой нашей страстью с публикой. Кроме того, наш оркестр — в хорошем смысле семья. Атмосфера за кулисами — обалдеть. Позавчера все вышли из отпуска, и я никак не мог начать репетицию, потому что музыканты не могли друг с другом наговориться!
— Как вы проводите свободное время, если оно у вас, конечно, есть?
— Скажу честно, я никакого пафоса в это не вкладываю, но все мои хобби не просто связаны с музыкой — это ее составляющие. Например, продюсирование. У меня неправильный характер — я все стараюсь сделать по-своему. Мне плохо работается в каких-то рамках, всегда нужна личная ответственность. Это же касается и нашего фестиваля в Кусково, где у нас без аншлагов — стучу по дереву — не проходит ничего. Народ, как теперь говорят, тащится — в самом милом смысле этого слова, а нам действительно безумно приятно играть в усадьбе.
— Вы любите играть в необычных местах: то ночью на глубине 65 метров в Музее холодной войны, то на станциях метро, то на теплоходе, курсирующем по Москве-реке...
— Да, был у нас такой концерт в бункере под названием «Роем глубже!» — как бы следующий шаг после наших концертов на «Кропоткинской». Другое мое хобби — придумывать программы, чтобы было интересно и нам, и публике. К примеру, Кусковский фестиваль — настоящая музыка, без скидок на лето, но нужно, чтобы программа не испугала тех, кто не ходит раз в неделю в филармонию.
— Понятно, что вы — неисправимый трудоголик, но кроме работы чем вы еще занимаетесь?
— К сожалению, в последнее время я редко хожу в театры или на концерты. Теперь живые визиты мне заменили эти чертовы технологии, посмотрел в YouTube — о, здорово, можно уже и не идти. Очень понравился мне, к примеру, скрипач Сергей Крылов, сын известного скрипичного мастера, который когда-то уехал в Италию. Должен сказать, что сейчас появилось много молодых исполнителей, которые играют с невероятным техническим мастерством, точнее даже, с совершенством. Это ошеломляет и пугает.
— Вы много путешествуете?
— Да, но не для увеселения, а вместе с оркестром. В этом сезоне, к примеру, за нас вдруг взялись турки, и мы летали два раза в Стамбул и один в Анкару, где чудный зал. Два раза в год мы бываем с концертами в США, сейчас полетим туда уже в тридцатый раз. В общей сложности мы провели на американской земле больше трех лет, посетили почти триста городов, и не были только в двух штатах — Небраске и, что обидно, на Гавайях.
— Что запомнилось в Америке больше всего?
— Концерты на Аляске. Температура на улице там была минус 47, но внутри такой комфорт!..