Циклом из четырех концертов Москва празднует юбилей композитора Родиона Щедрина.

Родион Щедрин — настоящий любимчик судьбы. Лауреат госпремий всех мастей, от Ленинской до России, народный артист и даже депутат бойких времен перестройки. Еще — дитя музыканта, чьим первым педагогом стал отец, первые успехи прошли под бдительным оком родных и друзей семьи. Еще — муж красавицы-жены Майи Плисецкой, которой он продлил жизнь в балете, попутно одарив мир пятью сочинениями. И, наконец, безупречный, уважаемый среди коллег профессионал, хотя люди творческих профессий редко друг друга терпят. Друживший с Щедриным Андрей Вознесенский называл его «большим Щ» и Хранителем Ордена Профессионализма.


Что сделало его любимцем, можно долго разбираться. Майя Михайловна Плисецкая как-то каламбурила с его фамилией, говоря, что он ее носит по праву: Щедрин —действительно щедрый, любит отдавать, а взамен ничего не ждет и не просит. Так же о нем отзываются самые видные представители композиторского цеха уровня Гии Канчели. Талант тостуемого кажется универсальным: он писал музыку для кино драмтеатра, симфоническую и камерную, вокальную и инст рументальную, насочинял пять опер и пять балетов , и, представьте, среди всего этого нет ни одного посредственного сочинения. При всем разнообразии жанров Щедрин распознается с первых фраз — он как-то быстро нашел в музыке свою тему. Эта ношеная-переношенная русская традиция от Михаила Глинки (который «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила») гласит, что «музыку создает народ, а мы, композиторы, только аранжируем ее». У Щедрина этот сомнительный постулат выливаетс редкостно тонкие и современные вещи. Вот не носим же мы сарафаны, а национальный характер ни с чем не спутать.


Не сказать, что Москва игнорирует живущего ныне в Мюнхене Щедрина, но исполняет все же нечасто — можно вспомнить разве что «Боярыню Морозову», ставшую бомбой сезона несколько лет назадА вот в Мариинском театре поставлены оперы «Мерт-вые души» и «Очарованный странник», балеты «Ко-нек-Горбунок», «Анна Каренина» и «Кармен-сюита»,Валерий Гергиев посвятил его музыке специальный абонемент. Театр будто рассказало Щедрине что-то новое. «Души»,от которых новое поколение меломанов не ожидало открытий, оказались по-настоящему гоголевскими — со всем сарказмом и невыразимой тоской, подвластной музыке даже больше, чем слову.


Сейчас Московская филармо-ния берет реванш. Концерт аккурат в день рождения композитора и одновременно открывает и юбилейный цикл, ифестиваль искусств «Русская зима». Запланировано четыре концерта самого высокогокачества, и, полагая, что подкованный меломан благодаря Мариинке смог получить удовольствие от опер и балетов Щедрина, филармония сделала акцент на жанре концерта, оркестрового и фортепианного. Среди последних две российских премьеры: «Гейлигенштадтское завещание Бетховена» (2008) и Концерт для гобоя с оркестром (2009).Организаторы запиали также в российские премьеры драматическую цену «Клеопатра и змея» (2011), но «ВД» утверждает (и слышал обственными ушами), что в этом оду она дважды звучала на Пасхальном фестивале в Большом зале консерватории.


Маэстро Щедрина чествуют лучшие оркестры:16 декабря РНО со главе с Михаилом Плетневым, 21-го — ГАСО с Владимиром Юровским, а 24 и 25 декабря за пульт оркестра Мариинского театра встанет Валерий Гергиев. Вместе с ними выступают лучшие хоры России и знаменитые солисты, включая пианиста Дениса Мацуева, сопрано Веронику Джиоеву и виолончелиста Александра Бузлова. Там и сям по программе рассыпаны образчики живого юмора юбиляра: не пропустите замечательную «Стариннуюмузыку российских провинциальных цирков».