Фестиваль, посвященный юбилею Юрия Башмета, соберет лучших классических и джазовых звезд со всего мира.
24 января Юрию Башмету исполняется 60 лет. Многие музыканты работают в праздники. Даже в свой день рождения. И Юрий Абрамович тоже выйдет в этот день на сцену — с теми выдающимися зарубежными коллегами, кого он сам любит и уважает.
Альт — это такой хитрый инструмент: похож на скрипку, но не скрипка. Альт покрупнее скрипки и звучит пониже. И, соответственно, драматичнее. Хотя в инструменте главное — кто на нем играет. И как. У Юрия Абрамовича альт работы Страдивари. По струнам этого суперинструмента (который, наверное, стоит как небольшой космический корабль) Башмет водит грошовым смычком. В незапамятные времена купил он этот смычок в тогдашней ГДР за двенадцать восточных марок в обычном универмаге. Ничего лучше такого сочетания для него нет.
И вообще, весь Башмет — набор странных сочетаний. Человек с классическим образованием, который любит старый рок — который сам великолепно умеет бренчать на электрогитаре — и обожает джаз. Водит дружбу с джазменами и даже поп-артистами. Да и сам он что-то вроде поп-фигуры классического мира. Вот, например, записывает Юрий Абрамович очередной сложный опус композитров Гии Канчели или Софии Губайдуллиной — ну, казалось бы, какие тут коммерческие перспективы? Ан нет — диски продаются, на концерты народ ходит.
Ходят, конечно, не только музыку послушать, но и на легенду посмотреть. Он ведь из плеяды реально великих. Работал с Альфредом Шнитке, выступал (и дружил) со «Славой» Ростроповичем. А в 1976 году Башмету удалось то, что не удавалось давно никому: он придумал новый солирующий инструмент. Ну, то есть не придумал. Просто его любимый альт никогда — в отличие от скрипки — не считался солирующим инструментом. Именно Башмет сделал его таковым. И тут же многие талантливые композиторы стали писать для альта, и даже специально под Башмета.
В общем, Юрий Абрамович — это такой Паганини наших дней. И хоть «паганиниевскую» челку маэстро давно состриг, а в висках обнаружилась седина, все равно он — бесконечный источник энергии и вдохновения для всех, от посетителей мастер-классов до посетителей концертов.
Кстати о концертах. У Башмета есть фестивали по всей России и даже за границей. И под свой юбилей тоже организовал фестиваль. Целых три дня на нем будут играть любимые музыканты и уважаемые коллеги. Выбор — явная вкусовщина Юрия Абрамовича, но фокус в том, что и зрителям это должно понравиться. Во-первых, музыканты действительно выдающиеся (чуть позже о том, почему именно), во-вторых, выступают они у нас не часто.
23 января на сцену Большого зала консерватории выйдут скрипачка Анне-Софи Муттер и кларнетист Мишель Порталь. Немка Муттер — из той же высшей лиги мировых виртуозов, как и Башмет. Семидесятисемилетний француз Порталь из совсем другой оперы: это джаз, причем, несмотря на возраст музыканта, довольно свежий и креативный. В конце 60-х Порталь, правда, соприкасался с тогдашним академическим авангардом (исполнял Карлхайнца Штокхаузена). В чисто джазовом контексте москвичи уже его слышали несколько лет назад, вместе с пианистом Джеки Террасоном (см. ссылку). Теперь есть возможность услышать «другого Порталя».
Вечер 24 января будет немного более насыщенным: скрипач-виртуоз Максим Венгеров (наш бывший соотечественник, израильский гражданин), неизбежный для любого статусного мероприятия пианист Денис Мацуев (фортепиано), и — француз Жан Люк Понти. Скрипач Понти — это не просто любимый джаз-роковый корифей Башмета. Понти в каком-то смысле сам эдакий Башмет джаз-рока. Когда-то давным-давно французский скрипач придумал, как играть на электроскрипке модный тогда джаз-рок и фьюжн. И очень быстро вошел в высшую лигу американских джазменов. Башмет лично привозил скрипача в прошлом году на Культурную олимпиаду в Сочи (там тоже такой башметовский фестиваль проходит). Теперь вот выйдет на сцену со своим кумиром.
27 января в БЗК более «нормальный», академический, день: виолончелист Джованни Солима, пианист Олег Майзенберг и Ву Ман. Американка китайского происхождения играет на старинном инструменте под названием «пипа». Это серьезная экзотика: за совместный альбом с произведениями Тору Такемицу и Тань Дуна Башмет и Ву Ман получили в 2008 году «Грэмми»!