Живой классик Михал Урбаняк и юные хулиганы Folks Milch на фестивале Moscow Jazz Open.
За фестивалем Moscow Jazz Open стоит фигура гитариста и композитора Алексея Колосова. И это совершенно прекрасно, поскольку Алексей тяготеет ко всяческой необычной европейской импровизационной музыке и умеет придумывать и с блеском проводить фестивали. Несколько лет подряд Колосов знакомил Москву со скандинавским и европейским джазом. Теперь вот — открытый (как в названии!) фестиваль, на котором вообще не очень понятно, по какому принципу участники сочетаются. Все музыканты — совершенно перпендикулярны друг другу. Но вот, например, тот же Колосов записал альбом с Михалом Урбаняком, который сам переиграл во всех стилях и не чурается даже рэпа.
Собственно, формальный повод для выступления Урбаняка в Москве — презентация альбома "3 Day", на котором легендарный польско-американский джазмен играл с группой Алексея Колосова Big Sky. Big Sky, вообще-то, всегда тяготел к эстетике лейбла ECM (любителям джаза этот ярлык сразу многое скажет), так что любопытно, что у них всех вместе получится.
Но если не говорить о поводах, то сам по себе визит Михала Урбаняка в Москву (первый!) — это колоссальное событие. Во-первых, наши джаз-фены молились на польский джаз: в советское время он был не запрещен, как западный, а джаз был очень крутой, и музыканты держали нос по ветру. Так что наш советский меломан знакомился с прогрессивными течениями импровизационной музыки именно благодаря полякам. Вот один из тогдашних героев — как раз Михал Урбаняк. Он ухитрялся одинаково здорово играть на саксофоне и скрипке — совершенно не пересекающихся инструментах. Сделал карьеру в Польше, а затем отправился за океан.
В Штатах он переиграл с кучей звезд, а в 1986 году даже записался с самим Майлсом Девисом. Именно электроскрипка Урбаняка звучит на альбоме Майлса Девиса "Tutu" 1986 года — одно это обеспечивает музыканту место в истории. К счастью, Михал Урбаняк сделал много другого — и соло, и в рамках проектов. И до сих пор творит.
Другой эксклюзив фестиваля — австрийское трио Folks Milch. По легенде, один из первых концертов, которые сыграли вместе молодые австрийские музыканты Клеменс Биттманн, Кристиан Баканич и Эдди Луис состоялся на... молочном заводе. Там же и родилось странное англо-немецкое название Folks Milch — что-то вроде «Молока для народа». Абсурдное имя отражает содержание: Folks Milch исполняет эклектичную смесь фольклорных мотивов, джазовых произведений (Чик Кориа!) и поп-хитов. Вот, например, как в их трактовке выглядит пьеса Чика Кориа:
А так звучит «высокая попса», Billie Jean Майкла Джексона:
С видимым удовольствием играют все, что самим нравится. Известные произведения из разных «опер» аранжированы для акустического состава: скрипка, мандолина, аккордеон, контрабас и ударные (каждый музыкант владеет несколькими инструментами). Получается смешно и как бы совсем несерьезно. Но качество — запредельное!