«Триумф джаза» — редкий у нас пример фестиваля-долгожителя. В этом году ему исполняется чертова дюжина лет. На фестивальных площадках выступят аж три поколения выдающихся американских джазменов.
Для кого-то число 13 может быть несчастливым, но только не для фестиваля «Триумф джаза», которому в этом году исполняется означенное количество лет. Все эти годы фестиваль, придуманный и ведомый саксофонистом Игорем Бутманом, все наращивал и наращивал обороты. И нарастил их так, что теперь ему приходится конкурировать с самим собой. А когда-то казалось невозможным, что в большом зале выступают и Билли Кобэм, и, допустим, Джо Ловано. А потом — Джино Ванелли, Ахмад Джамал, Майк Стерн... Мы специально перечисляем этих удивительных музыкантов так вот, вперемешку — они не выходили вместе на сцену, приезжали в разные годы. Но почти всегда программа фестиваля версталась по такому принципу: несколько хрестоматийных американских звезд плюс несколько наших коллективов. Публика прирастала, событие все больше становилось Событием с большой буквы, а не просто джазовым междусобойчиком. Попасть на «Триумф» стало модно. Сыграть на «Триумфе»? Ну не знаю. Пропуск на Олимп, наверное. В принципе, при такой раскрученности брэнда можно уже особенно не волноваться ни за что и ехать по накатанной. «Триумф», однако, решил превзойти самого себя.
Состав участников этого года обнародовали еще осенью. Имена американских гастролеров сражали наповал: Ли Ритенур, Дейв Грузин, Рой Хейнс и Бил Черлеп. Этих музыкантов еще не было, и не было такого количества мастеров подобного калибра. Мало того, фестиваль теперь живет на два города: к столице прибавился Санкт-Петербург.
Пару недель назад, правда, проклятое «тринадцать» проявило свою гнилую сущность: из состава участников по каким-то своим техническим причинам выпал клавишник Грузин (дожен был играть в квартете Ли Ритенура). Он — как мы отметили выше — был одной из главных звезд, и, подозреваем, главной приманкой не для джазофреников, а для нормальных людей. Впрочем, и без него состав участников получился крайне представительным.
Корни би-бопа представит барабанщик Рой Хейнс. Коллектив восьмидесятисемилетнего (!) ветерана, барабанившего еще у Чарли Паркера и Джона Колтрейна, называется просто: Fountain of Youth, т. е. «источник молодости». Это, кстати, уже не первый состав коллектива, через который прошли многие молодые джазмены, а теперь — мастера. Так что на концерте Хейнса можно не только услышать его убойную игру (в те, бибоповые времена конце сороковых он придумал такую манеру игры, которую потом все копировали), но и ощутить живую связь времен в джазовой истории. В группе играет саксофонист/флейтист Джалил Шоу — сам по себе известный музыкант.
Более молодая «историческая личность» — гитарист-виртуоз Ли Ритенур. В представлении джазфенам он не нуждается, нормальным же людям можем сообщить, что Ритенур переиграл со всеми великими, и даже отметился в поп- и рок-музыке. Например, его гитара звучит в Run Like Hell группы Pink Floyd. Ритенура, кстати, можно рекомендовать кому угодно, ибо он, конечно называется джазменом, но играет в довольно разнообразном, эклектичном стиле, и неизменно — с душой.
Наконец, третий американский визитер — пианист Билл Черлеп. Потрясающий виртуоз с ярким, ясным звуком, изощренный импровизатор и вообще музыкант с большим драйвом и позитивом. В «нулевые» у нас определенным успехом пользовались его альбомы-трибьюты Джорджу Гершвину и Леонарду Бернстайну. Лучше всего проявляется в формате простого акустического трио. С ним и приедет.
В остальных ролях — лучшие наши. Во-первых, конечно, Игорь Бутман с оркестром. Протеже Бутмана, австралийка Фантине, имеющая, на наш взгляд, больше отношения к коммерческому R'n'b, чем к джазу. Ну да ладно, такое тоже нужно кому-то. Самое приятное из наших — коллектив Дмитрия Мосьпана Impulse. Молодой и по джазовым, и по человеческим меркам, Мосьпан — состоявшийся безупречный музыкант. Играет много лет в биг-бэнде Бутмана, также записывается с пианистом Иваном Фармаковским. В Impulse есть еще один саксофонист, альт Денис Швытов. Тоже молодой и амбициозный. Играют авторскую музыку с полной свободой и самоотдачей. Именно за это джаз и обожают джазфены и другие нормальные люди.
С полным свингом
«Триумф джаза» — редкий у нас пример фестиваля-долгожителя. В этом году ему исполняется чертова дюжина лет. На фестивальных площадках выступят аж три поколения выдающихся американских джазменов.