Кино и телевидение, диджейские сэмплы и рекламные джинглы создают ощущение, что везде — джаз! Настоящих джазфэнов, правда, не много. А когда они беседуют, то речь их напоминает птичий язык. Каждые десять секунд произносится какое-нибудь красивое имя или название пластинки. "Take Five" и "Giant Steps", «Девушка из Ипанемы» и "Straight, No Chaser", а также проговариваемые с пиететом Монк-Майлс-Брубек-Оскар-Питерсон... Кажется, разобраться во всем этот хитросплетении тем, альбомов, субстилей и имен невозможно? Ничуть не бывало! Главные альбомы и темы классического послевоенного джаза — в нашем обзоре. Смотрите, слушайте и считайте себя знатоками. Ибо такие вы и есть.
Miles Davis, "Kind of Blue" (1959)
Один из самых успешных - в том числе коммерчески - джазовых инструментальных альбомов. По-научному субстиль этот называется "модальный джаз". Музыка мелодичная, неспешная и сентиментальная. "So What" — тема на все времена. Помимо прочего, альбом - еще и "кто есть кто в классическом джазе". В его записи принимали участие корифеи. Помимо бендлидера, трубача Майлса Девиса, здесь сыграли пианист Билл Эванс, альт-саксофонист Кеннонболл Аддерли и тенор-саксофонист Джон Колтрейн. К нему мы еще вернемся, а пока слушаем главную тему:
Dave Brubeck "Time Out" (1959)
Пианист Дейв Брубек (недавно покинувший этот мир) был знаменит во-первых, тем, что виртуозно играл кул-джаз («белый» джаз), во-вторых, тем, что привнес в американский джаз гармонии европейской классики, и, в-третьих, тем, что заставил джаз звучать в сложных несимметричных размерах. Строго говоря, не он первый придумал играть на 3/4 или 5/4 (такое встречается и у Телониуса Монка ранее), но он и его соратник Пол Десмонд ухитрились сделать такой вот странный эспериментальный джаз коммерчески привлекательным. Пьеса "Take Five", написанная альт-саксофонистом Полом Десмондом в качестве чистого эксперимента и упражнения в стиле, стала хитом. Это была последняя инструментальная джазовая пьеса, ставшая хитом. Потом, правда, к ней написали слова, и "Take Five" кто только не пел, включая Эла Джарро.
слушать далее Dave Brubeck Quartet "Time Further Out", "Brubeck Time", "Jazz: Red Hot and Cool"
John Coltrane "My Favorite Things" (1961)
Джон Колтрейн — выдающийся тенор- и сопрано-саксофонист, виртуоз, композитор и совершенно непредсказуемый импровизатор. Культовая фигура для всех почти джазменов. Вклад его, если кратко, в том, что он совершил переход от би-бопа к чему-то совершенно своему: смеси восточных мелодий с авангардным джазом. Альбом "My Favorite Things" действительно содержит эту заглавную тему из мюзикла "Звуки музыки". Также там есть заигранный "Summertime" из «Порги и Бесс» Джорджа Гершвина. Но Колтрейн сделал все по-своему. Результат: сокращенная версия пьесы "My Favorite Things" была выпущена синглом (сокращенные варианты есть на некоторых CD-изданиях) и стала хитом. И... вот еще: если вы никогда не слушали джаз, но нижеразмещенный ролик покажется вам знакомым - не пугайтесь. Вы действительно могли видеть этого человека с сопрано-саксофоном. В фильме "Ванильное небо", в сцене, где герой Тома Круза на некой вечеринке с голограммой.
слушать далее: "Giant Steps", "A Love Supreme"
Charles Mingus "Pithecanthropus Erectus" (1956)
Виртуозный контрабасист и интересный композитор-новатор — это Чарли Мингус. Работать предпочитал с более или менее крупными составами, больше секстета. Причем старался добиться коллективной импровизации. Все его альбомы — это классные мелодии, страстные импровизации, бешеная энергетика и очень своеобразное звучание всего ансамбля. Такое пикантное сочетание музыкантов-виртуозов. С Мингусом работали и Джон Хенди, и Джеки Маклин и масса вообще всяких культовых парней (в этом видео — Эрик Долфи, тоже не последний человек). Трудно что-то выделить в дискографии Чарли Мингуса, но вот "Pithecanthropus Erectus" считается одним из главных. Вообще более всего известна тема Мингуса, ставшая практически джазовым стандартом: "Goodbye Pork Pie Hat".
слушать далее: "Mingus Ah Um", "Mingus Mingus Mingus Mingus Mingus", "The Clown"
Thelonious Monk "Straight, No Chaser" (1967)
Пианист и композитор Телониус Монк был мастером необычных, «кривых» аккордов и заразительных мелодий. До сих пор каждый уважающий себя джазмен играет что-то из Монка! "Straight, No Chaser" — одна из самых знаменитых монковских пьес. Сам альбом "Straight, No Chaser" хорош, кстати говоря, еще и потому, что выпущен фирмой Sony, ею же переиздается на CD, то есть это никакой не раритет. Релиз растиражированный и стоит недорого.
слушать далее: "Brilliant Corners", "Thelonious Monk Quartet with John Coltrane at Carnegie Hall"
Modern Jazz Quartet "Django" (1956)
Это вот собственно то, что называли модерн-джаз. В в историческом разрезе стиль немножко после би-бопа, рядом с кул-джазом, но до авангарда.
слушать далее: "Under the Jasmin Tree", "Space"
Stan Getz "Getz/Gilberto" (1964)
С этого альбома, который записал американский тенор-саксофонист Стен Гетц (к слову, по происхождению он украинский еврей) и музыканты из Бразилии, Антониу Карлуш Жобим, Жану Жильберту и Аструд Жильберту, началась ошеломительная мировая популярность стиля босса-нова.
слушать далее: "Jazz Samba", "Stan Getz & Bill Evans"
Ornette Coleman "The Shape of Jazz to Come" (1959)
Альт-саксофонист Орнетт Коулмен — отец так называемого фри-джаза, то есть музыки тотально импровизированной, безо всякой мелодии и ритма. Коулмен, однако, умеет сочинять притягательные мелодии. Одна из его пьес, "Lonely Woman", стала даже своего рода классикой. Альбом "The Shape of Jazz to Come" представил миру довольно необычную музыку, но это было только предчувствие фри и авангарда. Уже через год Коулмен сотворил альбом "Free Jazz", который и сейчас не все могут слушать.
слушать далее: "Change of the Century", "Free Jazz"