Экранизация жизненного пути известного человека — одна из самых выигрышных тем для кинематографа. Тут и обилие исторического материала, и готовые кинозрители в виде поклонников. Но не бывает просто «фильма о музыканте». Это само по себе не жанр; из конкретных фактов биографии надо составить внятную историю, а ее вписать, сообразно художественной идее, в определенные жанровые рамки, будь то комедия, love story, а у некоторых так вообще боевик с погоней и преследованием. Увы, по большей части получается нечто нехорошее: клюква, ангельски милое житие или комедия. Разбираем удачи и «косяки».

 

Мой рок-н-ролл — это не цель


Некоторые фильмы страдают изобразительной однозначностью: вот Гений ходит по комнате, многозначительно потирая подбородок, вот он лежит без сна, глядя в потолок… О чем это? А какая-де разница, персонаж в исполнении известного актера уже содержание. Работает это пять секнд, а то и того меньше. Пример: фильм про ранний период жизни The Beatles, "Backbeat", поименован нашим телевидением метким «Пятый в квартете». Два огромных минуса. Первая: на роль главного героя, Стюарта Сатклифа, пригласили удивительно на него непохожего американца Стивена Дорфа. С прототипом его роднил разве что возраст, а так — все другое. Второй недостаток: Джон Леннон, противоречивый, сложный и склонный к философствованию, выведен карикатурным чудиком, чуть ли не идиотом (см. трейлер). Создатели фильма на первый план пытались вывести историю человека, которого друзья из лучших чувств заставляют заниматься не своим делом. Сатклиф, перпективный художник, оказывается никаким музыкантом. Но ему навязали сложный инструмент, бас-гитару, а на басу мечтает играть МакКартни, и таким образом Сатклифф мешает всем. И ему все мешают. Страшный финал: смерть молодого человека (Сатклиф умер после того, как его избили в Гамбурге). Серьезная тема, но она только намечена. Создатели фильма больше внимания уделили антуражу и рок-н-ролльному образу жизни. Тем не менее, именно в этой картине удачно была решена одна из существенных сложностей фильмов о музыке — озвучка живых выступлений. Кто сыграет за гения? Проклятый вопрос! Здесь надо было переиграть ранних битлов, которых толком никто не слышал, а редкие бутлеги из-за низкого качества не дают никакого представления. Так вот для "Backbeat" отменный саундтрек сделали, в частности, Дэйв Пирнер из Soul Asylum, Майк Миллз из R.E.M., Дэйв Грол из Nirvana, Терстон Мур из Sonic Youth и некоторые другие музыканты ведущих американских групп. Вся эта суперграппа переиграла ранний битловский репертуар, с которым те худо-бедно выступали в Гамбурге.

 

 

Закрой за мной дверь

Один из первых рок-байопиков, ставший настоящим культурным событием — это, конечно, «Двери» Оливера Стоуна. Великий Стоун взялся за кинопортрет самого знаменитого бунтаря и скандалиста рока? В этом случае должно было получиться что угодно, кроме скучного.  Хотя картина описывает историю самой главной американской группы The Doors это скорее исторический фильм. «Этот фильм не о музыке, — повторял режиссер. — Это фильм о жизненном опыте. Все мои фильмы о жизненном опыте».

Стоуна-режиссера интересуют поворотные события истории США прошлого века: война во Вьетнаме, убийство президента Кеннеди, крушение протестантской морали и начало сексуальной революции... Несмотря на оговорки Стоуна, картина получилась очень музыкальной, с прекрасным саундтреком. Вел Килмер, хоть и обладает минимальным внешним сходством с лидером группы Джимом Моррисоном, воплотил настоящую рок-харизму: опасную и притягательну. Такой чувак и должен был прославиться, и должен был погибнуть молодым.

Душа поет

Кинобиография Рэя Чарлза, выдающегося певца, пианиста и изобретателя музыки соул (все т.н. «аренби» сегодняшнее — это все внуки Чарлза) «Рэй» — редкий пример музыкального блокбастера. Превосходная история драматичной жизни великого человека. Без пошлости и без жития святых. Захватывающая история борьбы и преодаления. Как внешних обстоятельств, так и внутренних противоречий. Интересно, что после этого фильма многие молодые слушатели открыли для себя песни Рэя Чарлза. Опять стало хорошим тоном играть «каверы» этих шедевров соул.

 

 

 

Сам Рэй Чарлз, между прочим, тоже имел киноопыт. Снялся в роли самого себя в «Братьях Блюз». Это вымышленная история неких бандитов-музыкантов, которые, впрочем, здесь и там «зажигают» с вполне себе настоящими звездами вроде Ареты Франклин. Выше мы написали, что сам по себе фильм о музыке — еще не жанр, но это совершенно никак не противоречит тому факту, что именно в экранизации музыкальных историй были сделаны открытия. Так вот эти самые «Братья Блюз» с Дэном Эйкройдом и Джоном Белуши — сочетание боевика, комедии и мюзикла.

 

 

Пока не начался джаз

Известие о том, что Кевин Спейси снимает музыкальный байопик, стало на какое-то время новостью номер один. Спейси, выдающийся актер нашего времени, сам написал сценарий и встал за камеру во второй раз в жизни. «У моря» — история хорошего, но почти забытого ныне певца-крунера Бобби Дарина, которого Спейси сам большой фанат. Собственно, название фильма, в оригинале "Beyond the Sea", взято у главного хита Дарина. В картине много хорошей музыки, милой ретро-эстрады и антуража тех лет. Примечательно, что Спейси сам отлично спел все песни, ему прочили всяческие призы, как за игру, так и за саундтрек, но почти везде его обошел «Рэй».

 

 

Прямо противоположный пример хорошей, но несколько пресной истории «У моря» — биография великого джазмена Чарли Паркера «Птица». Это вообще хрестоматийный пример и музыкального фильма, и фильма о джазе, и вообще колоссальная удача Клинта Иствуда как режиссера. Драматичную жизнь гения-наркомана Паркера озвучили аутентичной музыкой: архивными записями Паркера. В создании картины Иствуду помогали люди, непосредственно причастные к Паркеру и истории джаза, в частности вдова Паркера Чен и великий трубач Диззи Гиллеспи. Иствуд, как и позднее Спейси, создавал свой фильм из откровенно фанатских побуждений (если не я, то кто увековечит в целлулоиде моего кумира?). Клинт Иствуд — музыкант и джазфен. В молодости Иствуд пытался записывать и выпускать какие-то пластинки, но все его попытки проваливались. Много лет спустя он вернулся к музицированию, так сказать, прикладному. Например, в фильме «На линии огня» его герой, одинокий и усталый полицейский-меломан дома вполне внятно импровизирует на рояле. Это, собственно, сам Клинт Иствуд и играет.

Из деревни пишут

Кантри — главный стиль американской популярной музыки. Как у нас барды, блатняк и русский рок вместе взятые. Кантри - музыка для сугубо внутреннего употребления. Как у нас барды и т.п. см. выше. Есть главные фигуры из во всем мире повлиявшие. Джони Кэш один из таких редких гениев. Интересно, что в последние годы жизни он испытал второй подъем славы благодаря серии альбомов-бестселлеров "American". То есть к моменту своей смерти в 2003 году Кэш находился в завидном положении живого классика и модного актуального артиста, чье имя у всех на слуху. То есть байопик напрашивался сам собой, учитывая, что в жизни этого смурного мужика с гитарой было все: армия, тюрьма, слава, женщины, наркотики, забвение, возрождение... В 2005 вышел «Переступить черту» с Хоакином Фениксом и Риз Уизерспун в главных ролях. Захватывающая история покорила даже нашего зрителя, которого это самое кантри интересует еще меньше, чем американцев русский рок. Но здесь, конечно, дело совершенно не в музыке, которая, к слову, тоже на высоте, поскольку саундтреком занимался узыкант Ти-Боун Бернетт, обладатель Grammy, мастер винтажного звучания и вообще первый в Штатах спец по блюз- кантри- и ретро-саундтрекам.