Двадцать лет назад они считались модным андеграундом. Сегодня они — без пяти минут классики рока. Американская группа The Smashing Pumpkins выступит в Москве с новым альбомом "Oceana" и платиновыми хитами 90-х.

Легко представить, сколько народу, узнав о гастролях американской альтернативной рок-группы The Smashing Pumpkins испытало сладостный укол ностальгии. Тут собственно и представлять нечего и некого: почти все, кому около тридцатника. В США навалом отличных групп, почти все старички и новички уже двадцать лет подряд ездят к нам регулярно. Несколько не то в случае с «тыквами» (обалденные тыквы – примерно так переводится название, в котором смешаны молодежный сленг (smashing — «офигительный») с названием доброго, домашнего, овоща. Здесь важна история: как мы, россияне, их полюбили.
Первый и по сию пору единственный концерт The Smashing Pumpkins в России состоялся 11 июня 1998 года. К тому моменту по телевизору уже крутили потрясающие клипы: "Today",  "Bullet with the Butterfly Wings", "Disarm" и другие. Свежие, новаторски звучащие, с роковым драйвом, напевным попсовым мелодизмом и отличным, «как у больших», продакшном, эти песни никого не могли оставить равнодушными. Разозлить — могли. Но не оставить равнодушным!

 

И это важно, так как до того вся эта великая американская волна альтернативного рока оставалась по преимуществу уделом эстетов-коллекционеров. Даже пираты на кассетах такое не особо тиражировали, а это показатель. Да, Nirvana звучала из каждого утюга, но вот за теми же Pearl Jam, Alice in Chains и Soundgarden ваш, например, обозреватель бегал по всем московским пунктам проката компакт-дисков. Были и такие, не поверите. Подобное положение вещей – которое иначе чем безобразием не назовешь – продолжалось года до 1995. К тому времени многие группы американского рок-андеграунда уже перестали восприниматься как  «альтернатива» (термин, придуманный для групп с ограниченной армией лояльных поклонников и контрактом с мелкой независимой фирмой грамзаписи), и даже вообще как рок. Все они быстро обзавелись громкими хитами, песнями для киноблокбастеров и жирными контрактами с лейблами-меджорами. Новая поп-элита, какой рок, о чем вы. По драматичности перемены массовых вкусов начало 90-х сравнимо разве что с 60-ми. Повезло тому, кто было подростком в то время!
Культурный фон, в общем, был пестрым. Но The Smashing Pumpkins выделялись: им даже определения не придумали! То они «новая Nirvana”, то «пост-гранж», то еще что-то беспомощное. Но действительно: к тому же гранжу они не относятся ни по праву рождения (образовались в Чикаго), ни по стилю. Ну конечно видны корни; они вообще очень традиционная группа – в смысле традиций рок-андеграунда. Шугейз, жужжалки в духе SonicYouth, проблески нормального американского фолк-рока, английский хард в духе Black Sabbath...
1997 год не баловал гастролями актуальных рок-звезд первой величины. И то, что Pumpkins выйдут на сцену «Горбушки», и увидеть их можно за вполне терпимые двадцать долларов — казалось чудом. К тому же они везли к нам самый свежий альбом "Ava Adore".
Тут стоит заметить, что "Ava Adore" — первая студийная работал после двойника Mellon Collie and the Infinite Sadness (1995). Двойной альбом это всегда заявка на величие, веха, рубеж и так далее. «"The Wall" для Поколения Икс» — так видел свой опус магнум сам Корган. Сейчас, конечно, всем все равно, кто, что и в каких объемах выпускает, точнее — заливает в сеть. Но до начала 2000-х рекорд-компании позволяли своим артистам выпускать двойники в исключительных случаях. Артисты выпускали их тогда, когда могли уже не спрашивать, а диктовать свои условия. Как the Beatles, Rolling Stones, Pink Floyd, наконец, Guns'n'Roses. В 1995 к этой элите присоединились наши герои. Альбом стал бестселлером. Все пять синглов — "Bullet with Butterfly Wings", "1979", "Zero", "Tonight, Tonight", "Thirty-Three" — стали хитами, красочные клипы мощно ротировались на талеканалах. В общем — забронзовели.


Ava Adore, впрочем, оказался чем-то совсем перпендикулярным. Ничего общего с предыдущими. Пиратские диски стали продавать уже за неделю до концерта на аллеях парка близ ДК имени Горбунова – той самой «Горбушки», где должен был пройти концерт.
Концерт состоялся. И был не просто шоу, а какой-то сказкой психоделической (я не про «вещества», хотя и такое могло быть). Такие звезды в таком виде и с таким качеством. Уволенного за наркоту Джимми Чемберлена заменяли аж трое (!) барабанщиков. На лестнице тусовались группки друзей, вроде таких: Артем Кивович Троицкий, Борис Борисович Гребенщиков и Юрий Юлианович Шевчук. Все ходили курили пили пиво, тогда все это на концертах разрешалось, но все были спокойны и дружелюбны. Радостные, но без экстаза и фанатизма. Группа исполнила с диким драйвом и запредельным качеством (в том числе звука) весь новый альбом, но минимум старых хитов. Да и те в переаранжированном виде. То есть все было хорошо и прекрасно, но — не переели. Оставалось ждать еще одного такого вот волшебного привоза. Но через несколько лет группа распалась. Как это происходило — отдельная темная история. Но сейчас уже никто не скрывает, что, например, Чемберлин и Рецки были просто законченными наркоманами. А альбом 1999 года Machina/The Machines of God оказался работой откровенно кризисной.
В начале 2000-х лейбл EMI вовсю эксплуатировал наследие группы. Сперва вышел «бест» на двух CD, причем как с хитами и неальбомными синглами, так и с неизданными песнями из «отстоя», среди которых есть и маленькие шедевры. Также последовал сборник концертных записей начала 90-х. А позже — и вовсе мегакомпиляция, огромная коробка под названием "The Airplane Flies High".

 


В 2005 году Корган объявил о реформации группы. Однако из бывших коллег его не поддержал никто (Чемберлин вернулся, но на время). С новыми музыкантами Корган выпустил альбом "Zeitgeist". Диск стал успешным, и не из-за одной меломанской ностальгии. В общем, этот странный реюнион Коргана с самим собой под вывеской The Smashing Pumpkins — состоялся. Слушать можно. Сейчас в группе более молодые люди: гитарист Джефф Шредер (восточного происхождения, как Иха), басистка Николь Фиорентино (успела засветиться в некогда модной альтернативной группе Veruca Salt) и барабанщик Майк Бирн. Этот состав записывал альбом Oceania, звучание которго удивительным образом напоминает Pumpkins в лучшие годы. Коргана не подводит ни вокал, ни чьтье на треки/хиты и тому подобное. Отменные песни с горьковато-сладкиим интонациями, стилистически разнообразные, были положительно отмечены как критиками (реагировать на каждый чих группы — это, похоже, уже отдельная журналистская специализация) так и слушателями. Ибо сразу по выходу "Oceania" попала на четвертое место общего альбомного чарта Billboard и возглавило хит-парад альтернативных альбомов Billboard. А в обозримом будущем открывшееся второе дыхание Коргана сотоварищи обеспечит нам аж 44 новых трека, которые составят альбом под названием "Teargarden by Kaleidyscope". История повторяется?!

 

Кто во что горазд

Музыканты The Smashing Pumpkins вне группы

Билли Корган
роль: вокал, гитара, клавишные, продакшн, автор музыки и текстов
В 2001 собрал группу Zwan, которая считалась своего рода «правоприемником» Pumpkins.
В 2005 году выпустил сольный электронный альбом "TheFutureEmbrace". Сочинял песни для голливудских блокбастеров («Выкуп» с Мелом Гибсоном, религиозный триллер «Стигмата» и др.). Упорный коллаборатор: сотрудничал с десятками рок-звезд в качестве соавтора или приглашенного вокалиста. Самые заметные работы у Коргана — с группой New Order (вокал в "Turn My Way"), певицей Марианной Фейтфул (написал три песни для альбома "Kissin' Time"), гитаристом Black Sabbath Тони Айомми (написал и спел песню "Black Oblivion") и группой Scorpions (вокал в "The Cross").

 


Джеймс Иха
роль: гитара, вокал, автор песен

Еще будучи участником группы выпустил альбом "Let It Come Down" (1998). Второй сольный диск, "Look To The Sky", вышел в прошлом году. Играл с супегруппой A Perfect Circle. Также занимается ремиксами и разовыми проектами с другими рок-звездами.
 


Д'Арси Рецки
роль: бас-гитара, вокал

Записывалась с группами Filter и Catharine. Была замужем за барабанщиком Catharine Керри Брауном. Сейчас живет на ферме, не занимается музыкой и не выступает «по состоянию здоровья».


 

Джимми Чемберлин
роль: ударные

Играл в супергруппе The Last Hard Men, где помимо него играли другие известные музыканты: Себастьян Бах (ех-Skid Row), Джимми Флемион (Frogs) и Келли Дил (The Breeders). В 1998 году вышел одноименный альбом группы. Успеха не имел. Но «кавер» на песню Элиса Купера School's Out вошел в саундтрека фильма «Крик».



Мелисса ауф дер Мауэр
роль: бас-гитара, вокал в концертом составе 20... год

Пришла в Pumpkins уже звездой, поскольку до того играла в группе Hole с Кортни Лав. В 2004 выпустила первый сольный альбом-эпоним. В 2010 вышла вторая студийная работа, "Out of our Minds".