Хотя в московские танцевальные клубы принято ходить на электронщиков-иностранцев, многие столичные заведения могут похвастаться отечественными резидентами, которые мало чем уступают по качеству и драйву. Удачливые русские «экспаты», работающие в Британии, Штатах и на Ибице, в нашем обзоре.
Одним из самых заслуженных ди-джеев с постоянной дислокацией считается резидент «Пропаганды» Сергей Санчес-Перес, он же – просто Санчес. Русский электронщик с испанскими корнями, 16 лет назад он основал вечеринки, которые по сей день остаются самыми успешными в отрасли. Речь, конечно же, о «Четвергах Санчеса». Сделанные по западной кальке, эти вечеринки первыми в Москве стали знакомить клабберов с андеграундными иностранными электронщиками (в основном британского разлива). Музыка «Четвергов» при этом всегда крутилась вокруг хауса. В какой-то момент доминирующим стал дип-хаус, но последние годы вечеринки строятся на разных сортах тек-хауса. Главным проповедником качественной музыки, без заезженных треков и поп-ремиксов остается сам Санчес. Он способен и в одиночку раскачивать «Пропаганду» по шесть часов кряду, но лучше попасть на занятный аттракцион с его участием — игру в четыре руки со сменой ди-джеев после каждой пластинки, которую Санчес устраивает со своим, тоже очень известным, коллегой — Антоном Кубиковым.
Человек со схожим с Санчесом послужным списком трудится последние семь лет музыкальным директором клуба «Крыша мира». Речь о Борисе Зленко, более известном как Spy.der. Мероприятие, посвященное двадцатилетию творческой деятельности этого ди-джея, прошло еще пару лет назад (то есть Спайдер определенно один из самых заслуженных электронщиков России). Начав ди-джействовать в конце 1980-х на люберецких дискотеках вместе с приятелем по имени Евгений Рыбаков (ныне известный как DJ Fish), Спайдер запомнился старожилам клубного движения, например, совместными с другом сетами по понедельникам в той же «Пропаганде» десятилетней давности. Или же маркой Conservators, под которой Спайдер и Фиш стали писать техно-музыку более 15 лет назад. Борис играл на всех крупных танцевальных ивентах 90-х вроде рейвов «Инстанция», участвовал в немецком Love Parade, сводил пластинки в берлинском клубе Tresor и многих других знаковых западных заведениях. Что касается более свежих событий, то именно под руководством неоднократно признававшегося лучших ди-джеем РФ господина Зленко непростой публике «Крыши мира» был-таки привит вкус к хорошему техно.
Еще один электронщик, чей статус близок к легендарному, не имеет своего постоянного клуба, но выступает на лучших танцевальных площадках города, в особенности на закрытых вечеринках. Речь об Александре Глухове, человеке, сделавшем себя имя как DJ List. Бывший клубный танцор и убежденный кришнаит, Александр построил карьеру на своем оригинальном хаусе. Хаус у него мягкий, неторопливый, с явной примесью этнической музыки (в основном индуистской закваски). Говоря о Глухове, вспоминается бессменный резидент парижского Buddha-Bar Дэвид Равин, с которым у его столичного коллеги много общего. Смиксованные сборники «от Листа» до сих пор продаются на пиратских развалах. И это не смотря на то, что лучшим ди-джеем РФ (по версии Night Life Awards) он был признан еще десятилетие назад, а повальная мода «на Листа» осталась как минимум пятилетку позади. Сейчас Глухов больше склоняется к тек-хаусу, однако не занудному, а сочному и искрящемуся, в котором иногда еще встречаются вкрапления фирменной этники и вообще мажорные вставки. Листа можно застать в клубах «Крыша мира», «Ванильный ниндзя», Shakti Terrace и Chips.
В отличие от описанных выше электронщиков, Денис Алентьев, который выступает обычно под псевдонимом Denis A, ди-джей сравнительно новой формации, который, однако, сумел добиться больших успехов как в России, так и на Западе. Последнее обстоятельство особенно удивительно, если знать, что он уроженец крошечного азербайджанского городка Ленкорань, где из развлечений были лишь «чайхана и семечки». Три года назад солидные афиши Дениса висели на Ибице, а в Майами Алентьев на равных делил вертушки с главой лейбла Bedrock легендарным Джоном Дигвидом. Не говоря уже о том, что на его фирменных акциях DAR Sessions в Москве перебывали все талантливые электронщики планеты. Что касается музыки, то Denis A концентрируется вокруг старорежимного мелодичного прогрессив-хауса – мелодик-техно, по другой терминологии, или hypnoteric, как называет его сам Денис. Этим летом Алентьева проще застать на Ибице. Там он арендует катамаран стоимостью €3 млн с шикарной звуковой системой Void на борту, где устраивает по средам дневные вечеринки Sunset Cruise на 150 персон с иностранцами вроде Ника Уоррена и Марко Бейли.
Самым же известным российским ди-джеем на Западе считается, по иронии судьбы, малознакомый отечественной публике двадцатитрехлетний уроженец города Энгельс Саратовской области Артем Столяров. За музыку этого самородка от транс-музыки последние годы бьются несколько влиятельных западных танцевальных лейблов (вроде Armada или Ministry of Sound), а сам Столяров, выступающий под псевдонимом Arty, еще в 2011 году был признан британским журналом DJ Magazine 25-м ди-джеем в мире. Сейчас Артем занимает в этом рейтинге 28-ю позицию, однако его акции в танцевальном мире падать особо не собираются. Столяров записал несколько треков с легендой транса немцем Полом ван Дайком, и продолжает считаться флагманским артистом на британском лейбле Anjunabeats. Ключевую роль в успехе артиста, помимо таланта, сыграл интернет. Столяров отправил по сети первые треки на английский лейбл Enhanced, минуя промоутеров-посредников, после чего его карьера стала развиваться стремительно. Сейчас Артема проще застать в Штатах или на Ибице, чем в Москве.