Лидер группы «Мумий Тролль» Илья Лагутенко — человек, прививший нашему народу вкус к хорошей гитарной поп-музыке. В середине 90-х этот коллектив из Владивостока поразил всю страну актуальным британским саундом. Они зучали свежо и динамично, как тогдашние брит-ппо-звезды, Suede, Blur, James и так далее. Плюс — русские тексты, но тоже в каком-то совершенно неожиданном виде: не русский рок или эстрада, а некая веселая заумь. Ну вроде как если бы Велимир Хлебников вдруг решил стать рок-звездой.
Весь фокус в том, что Лагутенко всегда слушал очень много всего, путешествовал и вообще живо интересовался всем, что в мире происходит. В дальнейшем саунд группы менялся, но не сказать, что они подстраивались бы под моду. Группа «Мумий Тролль», как к ней ни относись, всегда выдавала что-то свое. Плюс тому Лагутенко сам взялся приглашать и раскручивать в России лучшие, по его мнению, новые группы. Его друзья, калифорнийцы Run Run Run, блеснули пару лет назад в Казани на фестивале «Сотворение мира». Нам г-н Лагутенко поведал, кто еще в его планах, и чем ему обязаны звезды брит-попа.
Назовите, пожалуйста, пять — или сколько угодно — новых групп, которых вы слушаете и которых хотели бы пригласить в Россию?
Я уже приглашаю. Этих групп больше, чем пять – стоит только взглянуть на афишу фестиваля «Рок Владивостока». Еще фестиваль V-ROX пройдет во Владивостоке с 22 по 25 августа. Конкретно по именам: японцы Ego Wrappin, Emufucka, корейцы Apollo 18, китайцы Wang Wen, американцы Julien K и так далее.
То есть по преимуществу восточные люди ?
Это группы и диджеи из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Там происходит много интересного в музыкальном плане. Российскому слушателю они пока неизвестны, но придет время, и вы увидите – они будут владеть вашими музыкальными сердцами. А путь их будет лежать через Владивосток, город, у которого огромный потенциал, и есть все, чтобы стать рок-столицей этой части земного шара и новым центром мирового шоу-бизнеса. На следующий год я планирую десант так называемого инди-фолка из Америки: Бенджи Хьюз, Джонатан Уилсон, Father John Misty. Мне кажется, их песни созвучны всегда любимыми россиянами Леонарду Коэну и Тому Уэйтсу.
Ваш новый альбом, «SOS матросу», довольно необычен по звучанию. Насколько фэны «Мумий Тролля» готовы к новой музыке и радикальным переменам?
Я не думаю на этот счет! За последние пару лет я сам записал полностью электронно-амбиентный альбом "КЕТА", запустил танцевальный DIY-проект «Горностай», электрокосмический проект для планетариев «Космический рейс». А вообще, самым радикальным оказался проект «Поспи, рок-н-ролл» — колыбельные для детей на тему песен «МТ» (смеется).
Выросло уже поколение мумий-манов. Насколько они хотят чего-то ностальгического, как в детстве/юности?
Абсолютно не противореча предыдущему ответу, могу сказать: судя по тому, что они год за годом просят нас петь на концертах песни, которые были написаны, когда я и сам был подростком — «Аллоу, попс» или «Инопланетный гость» — видимо, просто песни до сих пор не потеряли своей актуальности и важности.
Меня с середины 90-х не оставляет подозрение, что «Мумий Тролль» — скрытые фанаты Девида Боуи и группы Suede. Это так?
Когда я познакомился с Бреттом Андерсоном (вокалист группы Suede, — А.Б.), он мне на полном серьезе сказал, что Боуи должен быть ему благодарен за то, что Бретт реанимировал того для поколения 90-х, я, в свою очередь, сказал ему, что все брит-поп-группы от Suede и Blur до The Kooks и White Lies должны быть благодарны мне лично за то, что о них узнали в России и теперь они могут ездить сюда на гастроли!