Лидер легендарной британской рок-группы Jethro Tull Ян Андерсон — настоящий волшебник, и мы, москвичи, знаем это хорошо, потому что у нас музыкант выступал неоднократно и с ошеломительным успехом. Который ждет его и на сей раз, потому что в программе хрестоматийный альбом Thick As A Brick и все хиты. Состав Jethro Tull сейчас — это клавишник Джон О'Хара, басист Дэвид Гудье, гитарист Флориан Опэйл, барабанщик Скотт Хэммонд. Плюс ― оркестр!
Концерт Jethro Tull — магия! Они всегда были необычной, непопсовой группой, но при этом всегда были и популярны, и уважаемы коллегами. Причем как рокерами, так и классическими музыкантами. Андерсон — первый, кто стал играть в рок-группе на флейте. Также он придумал свою манеру игры: резковатую и отрывистую, как будто флейта что-то говорит. Все это до сих пор звучит очень свежо, и альбомы группы не теряют актуальности. Разговаривать с Яном, человеком умным, тонким и иногда язвительным — одно удовольствие. Нам он рассказал, как сложился уникальный стиль группы и почему сейчас рок-звездам тяжелее, чем раньше.
О здоровом образе жизни и переменах
«Я встаю рано. Я же акустический музыкант – а мы любим вставать на заре, слушать пение птиц, шуршание ветра. Рок-музыканты встают поздно, потому что у них жизнь такая: много шума, вечеринок, наркотиков и секса. Я такой образ жизни никогда особенно не вел. Я не такой человек. Но может быть, когда-нибудь начну жить именно так. Хочется думать, что у меня все впереди. Может быть, я буду гонщиком «Формулы 1», призером Уимблдонского турнира, астронавтом или тем миссионером в джунглях, что несет свет Господа нашего Иисуса Христа диким племенам. Все это вряд ли произойдет, но это не невозможно.»
О гибкости ума в пожилом возрасте
«Старая английская пословица гласит, что старую собаку нельзя научить новым трюком. Я в это не верю! Чем старше ты становишься – тем ты более готов к изучению нового. В детстве мы ходим в школу, потом в университет. Там нас учат, как учиться, и как только ты постиг этот процесс, ты потом учишься всю жизнь.»
О заглавном герое песни "Aqualung"
«Говорят, что Акваланг — якобы какой-то лондонский бродяга, с которым я дружил. И что Аквалангом его называли потому, что он сопел и говорил в нос. Это не так: это прозвище, которое можно применить к кому угодно в сообществе бездомных. Хотя эта песня очень старая и давно уже принадлежит истории, но описывает она вполне современную ситуацию: ведь в каждом большом городе есть люди без крова и средств к существованию, и из-за этого они стремительно опускаются. Существует конкретная социальная задача – остановить падение этих людей.»
Об актуальности рок-музыки
«Я не пишу протестных песен. Да, некоторых мои песни отражают что-то конкретное из конкретного времени. Но другие песни – универсальны, в них я старался рассказывать не о сиюминутном. Не всегда получалось, но я старался писать песни, которые были бы актуальны хотя бы пару лет. Для любого художника это — правильная постановка задачи. Но реализация очень сложна.»
Чем плоха ранняя слава
«Группа Coldplay, чей вокалист Крис Мартин — приятель моей дочери, снискала колоссальный успех. Мы, Jethro Tull, никогда не жаловались на равнодушие публики, но наша известность и слава Coldplay просто несравнимы. Разные порядки цифр. Пример: за тридцать пять лет Jethro Tull продали всего лишь вдвое больше альбомов, чем Coldplay четыре пластинки за каких-то пару лет! То есть их успех сильно спрессован во времени. Быть музыкантом современной группы – думаю, это здорово выматывает. Столько внимания к тебе! Папарацци давно открыли сезон охоты на семью Криса Мартина и Гвинет Пэлтроу. Всегда приходится быть начеку. Я бы не хотел так жить, то есть стать слишком известным слишком быстро. У меня была сбалансированная карьера, за что я благодарен судьбе. Я – музыкант-работяга. Да я вообще не знал, что это такое — слава, папарацци, даже вообще об этом не думал! Моими кумирами были джазмены, блюзмены и классические музыканты, а не рок- и поп-звезды.»
Об организации рабочего процесса
«Каждое утро я просыпаюсь, встаю с кровати, пишу песню и надеюсь, что вечером удастся ее сыграть.»
О том, как сложился уникальный стиль группы Jethro Tull
«Первая музыка, которую я стал исполнять — блюз. Я увлекался Мадди Уотерсом, Хаулином Вулфом и вообще настоящим корневым акустическим блюзом Америки. Кто еще из этих? Ти-бон Уокер, более джазовый блюзмен. Конечно, Моз Алиссон, белый пианист и певец. Я понял, что мне вообще больше всего нравится именно акустическая музыка. А рок-н-ролл — гораздо меньше. Да, со временем я втянулся в рок-музыку, но стал флейтистом в рок-группе. Многие сочли это странным: якобы флейта не годится для рок-музыки! А ну и что? Я и не считаю себя рокером. Я флейтист, у которого просто есть несколько шумящих друзей.»