За обработки классических мелодий брались все, кому не лень. Джазмен, рок-музыканты, авангардисты, рэпперы и элетронщики. Краткая история «кроссовер-классики» в нашем обзоре.
27 октября 1978 года родилась Ванесса Мей, скрипачка-вундеркинд в детстве и поп-певица в молодости. Ей суждено было изменить представление об Антонио Вивальди, сделав его «Времена года» инструментальным поп-шлягером.
Джаз. Жак Луссье и другие
Сейчас, конечно, французский пианист Жак Луссье воспринимается как некий анахронизм. Он не поражает какой-то изощренной техникой или авангардистским подходом. Наоборот: кроссовер Жака Луссье сейчас воспринимается как такое правильное, почти что академическое прочтение. Но в свое время его Иоганн Себастьян Бах, сыгранный с контрабасом, ударными, с упругим свингом и задорными импровизациями, — это была бомба! Впоследствии Луссье не раз обращался к Баху, потом стал записывать приджазованные версии более современных нам композиторов, вроде Эрика Сати.
Но вообще именно после Жака Луссье джазменов, искавших точки соприкосновения американского джаза с европейской классической музыкой, просто прорвало. Все почти стали время от времени записывать свои версии Баха, Моцарта, Вивальди, Шопена... Вышеупомянутый Эрик Сати из-за своей удивительной простоты пришелся по вкусу авангардистам (существует очень любопытная версия его «Гимнопедий» в исполнении Vienna Art Orchestra). Из двадцатого века один из чемпионов — Морис Равель. Причем не очевидное «Болеро», а изысканная «Паванна по усопшей инфанте».
Рок. Эмерсон, Блэкмор и другие
Самый хрестоматиынй пример рок-музыкантов, играющих классику, это, конечно, британская супергруппа Emerson, Lake&Palmer. В 1971 году в городе Ньюкасл трио виртуозов — класишник Кит Эмерсон, басист/гитарист Грег Лейк и барабанщик Карл Палмер — исполнили произведение Модеста Мусоргского «Картинки с выставки». Модест Петрович, известно, и сам был в каком-то смысле рокнролльщиком, но речь не о нем. А о том, что, выпущенная на пластинке запись концерта стала сверхуспешной. Даже — хитом.
«Картинки» Эмерсона и его коллег можно назвать апогеем обращения рок-музыкантов к классике. Но еще до них мелодии прошлого успешно ревращались в суперхиты. Как, например, цитата из Баха, подарившая невероятный успех группе Procol Harum.
А всеми обожаемый Ричи Блэкмор, гитарист-виртуоз и отец-основатель Deep Purple, очень любил поигрывать то «В пещере горного короля» Эдварда Грига, то «Оду к радости» Бетховена.
Хип-хоп и опера. Кто круче?
То, что в 70-е показалось бы безвкусицей, в 80-е эклектикой стало нормой жизни в 90-е. В 1997 году на американской фирме Def Jam, выпускавшей рэп, придумали проект, которые даже в те годы показался чем-то несусветным. А именно — альбом дуэтов американских рэпперов с европейскими оперными певицами. Главным хитом и вообще ударным номером альбома стал дуэт Уоррена Джи и норвежской зведой оперной сцены Сиссел. В 1998 году этот трек, "Prince Igor" (с мелодией «Половецких плясок» из оперы Бородина «Князь Игорь») возглавила хит-парады многих европейских стран. И до сих пор считается образцом слияния классики с рэпом. Сиссел, в своем оперном мире сделавшая умопомрачительную карьеру, до сих пор отвечает на вопросы журналистов о том, «как же она спела рэп».
Следующий сингл, кстати, был не намного хуже. Патриарх хип-хопа Эл Эл Кул Джей исполнил свою версию «Дуэта цветов» из оперы Лео Делиба «Лакме».
Космическая опера. Электроника
Настоящий шторм в сознании произвел сольный альбом английского продюсера Уильяма Орбита (сотрудничавшего с Мадонной). Альбом "Pieces in a Modern Style" представлял собой некий мостик между совремнной электроникой и академической музыкой по преимуществу двадцатого века. Само название - это переделанное «Пьес в старом стиле» польского композитора, умеренного авангардиста Миколая Хенрика Гурецки, пьесы, которые принесли ему успех и стали своего рода симфоническим хитом. Помимо Гурецкого на этом альбоме Орбит записал произведения других нетривиальных авторов, а именно Джона Кейджа и Эрика Сати. Здесь же присутствуют Гендель, Бетховен и вездесущий Равель с «Паванной». Но главным хитом стала обработка Адажио для струнных американского композитора начала прошлого века Сэмюэля Барбера.