Антон Батагов и Валерий Афанасьев. Два необычных пианиста/философа выступят в Москве.
Ноябрь требует счастливых событий, иначе его трудно пережить. Именно это обстоятельство имели в виду ангелы музыки, с разницей в пару дней зазвавшие в Москву двух очень разных нестандартных музыкантов. Оба они москвичи и люди мира, оба вывели музыку в сопредельные и запредельные миры, оба умеют заинтересовать публику не столько подготовленную, сколько открытую. В остальном у них ничего общего.
Выпускник Московской консерватории Валерий Афанасьев учился у Эмиля Гилельса и Якова Зака (памяти Зака посвящен нынешний концерт). Выиграв на излете шестидесятых престижные конкурсы Баха и королевы Елизаветы, решил не возвращаться в Москву. Выбор себя оправдал, судьба и карьера Валерия Афанасьева сложились успешно, российские справочные издания любят заметить, что проживает он ныне в Версале с сумасшедшей коллекцией вин, редкой библиотекой, собранием антиквариата и камином, как положено королю или философу. Да и объективно он давно уже не только
пианист и дирижер, поскольку наравне с музыкой уделяет время писательству. Вполсилы делать ничего не умеет, так что можно удивляться написанному: романы на английском и французском, эссе, пьесы, стихотворные циклы на трех, включая русский, рабочих языках. А еще очень хочется привести диапазон исполняемых Валерием Афанасьевым авторов: с одной стороны — Моцарт, Бетховен и Шуберт, с другой — Райх и Гласс. Частично это добро живет на двух десятках дисков, буклеты к которым он тоже пишет сам. Этот человек и пароход исполнит в Зале Чайковского три пьесы и сонату № 21 Шуберта, и у публики есть шанс на экспромты.
Двумя днями позже в камерном зале Дома музыки ждет друзей Антон Батагов. У него тоже правоверное образование, сенсационные диски «Двадцать взглядов на младенца Иисуса» Мессиана и «Искусство фуги» Баха, спецприз Конкурса имени Чайковского. Но согласно свойствам личности и духу вре-
мени у Батагова другие пристрастия. В конце 80-х он принес в российскую жизнь Филипа Гласса и Стива Райха, Мортона Фелдмана и Джона Кейджа. Садово-парковой архитектуре старой Европы Батагов предпочитает буддийские монастыри. Ерзающие, динамичные пассажи музыкальных заставок канала «Культура», вызывающие рефлекс повышенного внимания, — это тоже Батагов. Его диапазон интерпретатора и композитора — от камерной классики до компьютерной оперы, здесь же звуковые проекты с буддийскими ламами. Никакого снобизма и хрупких европейских идей про элитарность: Батагов — жилец пресыщенного информацией мира, и суть его убеждений сам он определил цитатой из Веры Полозковой: «Видишь — люди вокруг тебя громоздят ады. Покажи им, что может быть по-другому».
В 1997 году Антон Батагов ушел со сцены и 12 лет занимался только студийной работой и сочинением музыки. Четыре года назад вернулся «в люди», чтобы узнать, что он по-прежнему любим. Около месяца назад музыкант позвал «только друзей» на свой концерт в Московской консерватории через социальную сеть, устроив в почтенном заведении переаншлаг и пообещав всем не поместившимся еще один концерт. 10 ноября это обещание исполнится. Много писавший для кино и телевидения Батагов знает, что эта музыка может быть одновременно серьезной и понятной. Счастливцев она ждет в авторском исполнении — радость, доступная изощренным профессионалам и любопытным новичкам.