Главная рок-группа соседней страны, «Океан Ельзи», даст сразу два концерта в большом московском зале.
С одной стороны, принято, конечно, говорить о феномене «украинского рока, популярного в России». С другой стороны, в единую обойму все наши любимчики не складываются. Ну право слово, что объединяет «Воплi Вiдоплясова», «Океан», «Бумбокс» и какой-нибудь уже позабытый «Танок на майданi Конго»? Первые — слишком старинные-заслуженные (начинали еще в советское время, «опопсели» в 90-е благодаря чудесной «Весне»). Вторые — слишком европейские. Третьи — поют на русском. Четвертые — это вообще хип-хоп какой-то. Общее у них только одно: все отличаются от российских. Каким-то нездешним, ненашим лоском и драйвом. Да, Европа к ним близко. Львов, где сформировалась группа «Океан Ельзи» — это вообще смесь Чехии с Австрией. А лидер «Воплей» Олег Скрипка долго жил во Франции.
Как бы то ни было, но «Океан Ельзи», играющий пробританский поп-рок, поющие исключительно на украинской мове (львовский диалект, если конкретно; он и в Киеве звучит чудно), прижились у нас. И стали своими. Такими своими, что даже украинцы ревнуют. У команды Вакарчука — затяжные турне по России. Да и в Москве они давали большой сольник совсем недавно. Года не прошло! Тогда был ажиотаж. Непонятно, с чего, но — был. Причем среди разной публики: и девочек, и тридцатилетних, и умных обитателей «фейсбука», и критиков, и музыкантов, и черт знает кого еще.
Сейчас большой зал, «Стадиум», заряжен аж на два концерта. Но сейчас и повод есть весомый: новый альбом. В мае появился восьмой по счету студийный диск группы, «Земля». Материал записывался в Брюсселе с продюсером Кеном Нелсоном, англичанином, который в начале двухтысячных сотрудничал с самими Coldplay. К счастью, прилизанного саунда не получилось. «Земля» динамичен, лиричен и... патриотичен. Песня «Незалежность», в клипе на которую фигурирует Юлия Тимошенко, вообще комментировать не хочется. И, кстати, да: вот чем восприятие россиянина отличается от восприятия украинца. Для нас Вакарчук — рок звезда и вообще «гарный хлопец» (что бы сие ни значило, мовы-то у нас все равно никто не знает), для них — фигура почти что политическая. Да, Вакарчук был депутатом Верховной Рады. Год всего. Мы — забыли. Нам это не интересно (тем более что у самих политическая «движуха» началась). «Океан Ельзи» приняли, можно сказать, участие в Оранжевой революции, сыграв на Майдане Незалежности. «В 2004 году я был на Майдане. Там играли «Океан Ельзи», — вспоминает очевидец Вячеслав Криштофович-младший, главный редактор киевского журнала «Контрапункт». — Их песни пробирали до костей. Хотя было довольно холодно!»
Нам, надеюсь, никакую политику не представят. Тем более что на альбоме полно просто отличных песен. «Стреляй» с бодрым катящим ритмом. Или выжимающая слезы пауэр-баллада про любовь «На небi». При том, что «Океан Ельзи» никогда не пытались ни русифицироваться, ни как-то заигрывать с нашей публикой. Святослав Вакарчук утверждает, что «русский язык у меня второй». То есть хорошо сочинять русские стихи у него-де «все равно не получится». Дипломат! При всем при этом уж кто-то, а они-то знают, как раскачать российскую публику. Может быть, они знают нас лучше нас самих. Соседи все-таки!