В программе фестиваля – выступления известнейших музыкальных коллективов и балетных трупп, представляющих актуальные течения итальянского искусства. Однако центральным событием станут концерты оркестра «Maggio Musicale Fiorentino», которые пройдут 31 октября и 1 ноября в Большом зале консерватории в Москве, а 2 ноября в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии им. Д.Д. Шостаковича. За дирижерский пульт встанет художественный руководитель коллектива прославленный Зубин Мета. Уроженец Бомбея, он уже в возрасте 22 лет руководил лучшим оркестром мира – Венским симфоническим. В преддверии московских концертов маэстро любезно согласился ответить на вопросы «ВД».

– Господин Мета, расскажите о программе, с которой выступит оркестр «Maggio Musicale Fiorentino».

– В первый день мы представим произведения Римского-Корсакова и Стравинского – это наша дань уважения к России. Также это выражение восхищения перед необычной оркестровкой Римского-Корсакова и жест почтения в отношении того, кого я считаю величайшим гением и революционером XX века (вместе с Шенбергом), – Стравинского.

Программа второго дня представляет маэстро Бетховена и его последователя – Брамса: жест любви в отношении великой венской и немецкой традиции, в которой я сформировался как музыкант.

– С чем прежде всего ассоциируется у вас наша страна и какое место занимает она в вашем сердце?

– Первая мысль, которая у меня возникает, – о тысячелетних страданиях русского народа. С другой стороны, я искренне удивляюсь тому, как русским удалось преодолеть все и создать высочайшую культурную ауру, в которой родились такие бесспорные гении, как Толстой, Стравинский, Чехов и множество выдающихся музыкантов. Восхищаюсь вашей публикой и люблю ее – она одна из самых теплых, восторженных и разбирающихся аудиторий.

– Вам довелось работать со многими российскими музыкантами. Ваши впечатления?

– Мне выпала удача неоднократно работать с Ойстрахом, Ростроповичем, Гилельсом и быть знакомым со Святославом Рихтером. Я считаю великой привилегией возможность играть с ними, а Мстислав Ростропович – мой большой и дорогой друг. Кроме этого, сегодня существует новое поколение выдающихся певцов, с которыми я сотрудничал: Владимир Галузин, Ольга Бородина, Сергей Ларин и многие другие.

– В каких странах, на каких площадках вы больше всего любите выступать? И почему?

– Если выбрать три европейских зала, которые я считаю акустически совершенными, я бы назвал «Музик Ферайн» в Вене, филармонию в Санкт-Петербурге и «Концерт Гебау» в Амстердаме.

– В чем секрет вашей потрясающей работоспособности?

– В любви к тому, что я делаю.

– Какой из коллективов, с которыми вы работаете, наиболее близок к понятию «идеальный оркестр»?

– Мне посчастливилось тесно и продолжительно сотрудничать с тремя величайшими оркестрами: Израильским филармоническим, оркестром «Maggio Musicale Fiorentino» и «Байерской Штатс-опер». С этими ансамблями я чувствую себя совершенно комфортно, и все три отражают мою музыкальную философию. Я также с большой радостью дирижирую филармоническими оркестрами Нью-Йорка и Лос-Анджелеса – в Америке, Венским симфоническим и Берлинским филармоническим оркестрами – в Европе.

– Ваша карьера вызывает восхищение. Что бы вы посоветовали молодым дирижерам?

– Успех – это странное слово, возможно, неточное. Если молодой человек хочет дирижировать, он не об успехе должен мечтать: убедить за одну репетицию более сотни музыкантов, которые составляют оркестр, и передать им собственную интерпретацию – вот первая победа, к которой он должен стремиться. Каждый раз, добившись этого, начинаешь расти.