Лидер «Мумий Тролля» проводит в родном городе один из самых любопытных фестивалей России — V-Rox. Vashdosug.ru поговорил с Ильей о том, почему ради этого стоит ехать через всю страну.
Илья Лагутенко. Автор: Hachulava
Почему в качестве города для проведения V-Rox выбран Владивосток, а не очевидная вроде бы Москва?
У меня всегда была мечта о том, чтобы заявить Владивосток международным центром современной музыкальной культуры, и сейчас она стала реальностью. Москва слишком очевидно вписана в большой европейский и пост-СНГ-бизнес. Если что интересного сейчас и происходит в современной музыке и искусстве, то в странах Азии. Пользуясь географическим приоритетом, мы пытаемся вскрыть новый культурный слой Владивостока. Владивосток — молодой город, и люди там в основном живут молодые. Что-то там вроде бы происходит, но людям не хватает понимания, зачем все это. Масштабные творческие лаборатории — единственное, что может этот котел идей заставить забурлить, произвести интересные вещи.
Можете назвать причины, по которым людям из европейской России необходимо ехать в августе во Владивосток через всю страну? Или ехать не надо, а это все-таки больше история для местных?
Владивосток имеет все шансы быть в авангарде самобытных городов страны. Его всегда отличали природа и характер. Теперь к морю в любой точке города и романтическим туманам, трепангам, серфингу и правому рулю еще добавился музыкальный фестиваль, аналогов которому вы не найдете в мире. Где еще на одной сцене можно увидеть самые интересные группы Азии и Европы и при этом получить возможность открыть «региональных героев» широкой публике? Парень, песни под гитару которого вы слушаете в своем дворе, может с помощью V-Rox выйти на сцену побольше. Диджей, сеты которого вы «лайкнули» в интернете, однажды просто обязан попробовать себя с живой публикой. Группа, популярная в своей стране, может прийтись по вкусу и в другой, несмотря на то, что мы говорим на разных языках. Я бы назвал наш фестиваль фестивалем открытий. Но это ни в коем случае не соревнования, не конкурс талантов, это место встреч людей творческих и целеустремленных.
Кто из более-менее известных музыкантов будет играть на фестивале?
Galaxy Express — одна из самых известных рок-групп Кореи, которых уже хорошо знают в Европе, но пока еще не у нас. Buffallo Daughter — основопложники стиля shibuya-key из Японии, у нас очень любят их коллег типа Pizzicato Five или Cibo Mаtte. Queen Sea Big Shark — неимоверно популярная китайская электро-рок-группа. Skindred — частые гости европейских фестивалей, их выступления в стиле хардкор-регги заслуженно любимы фанатами Korn и Metallica.
Кто из новичков кажется вам самым перспективным?
These Reigning Days и «Нас Нет» — молодые англичане и россияне, чем-то напоминающие горячо любымых в нашей стране Muse и Placebo. The Ghosts, «Окуджав» и Jim Croft — удивительные мелодисты, девушками такая музыка просто обожаема. Idiotape, Mohanik, Hellvison, Star Cardigans — все из разных стран, но похожи тем, что в жажде эксперимента не теряют связь с публикой.
Что-то из параллельной программы фестиваля (арт-ярмарка, творческие лаборатории и т.п.) вам кажется любопытным, или это только гарнир к главному — музыке?
Главное, что на фестиваль приглашены организаторы крупнейших музыкальных событий в Азии и Европы (таких, как Summer Sonic в Японии, Liverpool sound city, корейский Pentaport, лос-анжелесский Musexpo). Так что музыканты имеют возможность выступить и привлечь внимание боссов мировой музыкальной индустрии, провести с ними беседы и установить прямые контакты. Вслед за музыкой нам бы хотелось развивать литературное и IT-направления. Мы договорились с Голливудским фестивалем музыкальных видео об открытии паназиатского филиала. Планов много. Осталось воплотить в жизнь.
Какой из фестивалей был в вашей жизни самым впечатляющим? В чем заключался секрет успеха?
Недавно мы выступали на фестивале Playtime в Улан-Баторе. Так вот этот фестиваль в монгольской степи произвел на меня впечатление не только энтузиазмом местной сцены, но и радушием публики к новым именам. Удивительное единение!
Если бы у вас были средства на Фестиваль Своей Мечты, каким был бы его лайн-ап?
Дело даже не в артистах с миллионными гонорарами, а в создании комфортных условий для публики. Чтобы еда была не жесткий шашлык, а творения молодых поваров, стремящихся к мишленовским стандартам. Чтобы транспорт был без пробок. Чтобы туалетов было в достатке, и чистых… В общем, чистой воды фантастика.
Какие еще культуртрегерские проекты зреют в вашей голове?
К сожалению, после столкновения с объективной реальностью их становится все меньше… Я понимаю, что вместо того, чтобы построить «остров мечты», такие люди, как я, видимо, рано или поздно станут «робинзонами».
И отвлекаясь от фестиваля — как дела у «Мумий Тролля», какие планы?
Запускается новый альбом «Пиратские копии». Учитывая нынешнюю конъюнктуру музыкального рынка, я решил подойти к этому принципиально по-другому. Это будет нечто большее, чем просто набор песен, — музыкальное путешествие в мир визуальных реальностей, в мир параллельных с музыкой интересов группы, в мир органичного сосуществования творчества и технологий. Каждая песня с «Пиратских копий» будет не просто песней, а целым мини-проектом, сделанным с кем-нибудь в сотрудничестве. Мы находимся в постоянном поиске новых способов представления музыки публике. Ведь сейчас у музыкантов на повестке дня стоит вопрос — не как зарабатывать своей музыкой, а как с ней познакомить аудиторию, чтобы это был плодотворный контакт.