Институт «Стрелка» открывает фестиваль «Хичкок: девять неизвестных». Фильмом открытия станет немой шедевр мастера «Ринг», который озвучит со своим ансамблем известный британский альт-саксофонист и MC Соуэто Кинч. Vashdosug.ru взял у музыканта интервью.

Почему Хичкок? Это ваш сознательный выбор, или вам просто сделали предложение, а вместо Хичкока мог бы быть любой другой киноклассик?
Это была не моя идея: предложение сделал мне Британский институт кино. Но, сказать откровенно, я бы не смог найти для себя режиссера лучше: для Хичкока музыка была неотъемлемой частью фильма, и он виртуозно ее использовал. Едва заслышав музыку из «Психо», мы тут же вспомним фильм, даже не видя его. Для меня было удовольствием сочинять музыку, которая, с одной стороны, ассоциировалась бы с тем временем, с эпохой немого кино, а с другой — выражала мое восхищение этим великим мастером.

В своем прошлогоднем альбоме Legend of Mike Smith вы использовали мотивы дантовской «Божественной комедии». Сейчас вот работаете с Хичкоком. Кого еще из классиков мировой культуры вы готовы «озвучить»?
Вариантов тьма. Вспомните Шекспира, который считается величайшим автором всех времен и народов: на самом деле многое для своих пьес он заимствовал их чужих произведений. Мне кажется, у меня похожий подход. Если есть готовая тема, концепция, это здорово. Это выводит за привычные рамки. Заставляет задуматься, как, к примеру, может звучать страсть, или скорбь, или зависть. С Хичкоком так же: благодаря ему у меня рождаются решения, которых я от себя вряд ли мог ожидать. Конечно, я никогда не смогу избавиться в музыке от себя самого, но подобные творческие вызовы всегда подталкивают вперед. Если в русской культуре — неважно, древней, современной — есть хорошая история, дайте мне знать, я готов с ней поработать.

В Москве вы дадите мастер-класс по импровизации. Что, по вашему мнению, главное в искусстве импровизации?
Все хитрости сводятся к двум словам, которые вы могли слышать от самих джазистов: выходи на сцену и играй. Что это значит? Во-первых — нужна уверенность в себе, чтобы выйти к людям и раскрыть перед ними душу. А во-вторых — всегда получай удовольствие от игры.

 

Кто из артистов, работающих в близких вам жанрах музыки — хип-хопе, рэпе, джазе, — кажется вам наиболее интересным? Кого из малоизвестных миру гениев вы могли бы посоветовать послушать?
Отличный вопрос — поскольку в самой формулировке заключается понимание, что в мире хип-хопа есть виртуозы, а есть те, кто привлекает внимание, поскольку приносит больше денег, или сексапилен, или еще почему-то. Среди самых интересных я могу назвать, например, MF Doom, у него блестящая техника. Или Twister и Busta Rhymes, которые тоже удивительно музыкальны и техничны. Они производят впечатление, даже если вы не в состоянии уловить каждое слово, которое они произносят. И еще два артиста, не столь известных. Это Ferro Monch, он невероятен. И человек по имени Kokayi, который играл со многими великими джазистами, но для меня является первым в своем жанре поэтом и MC — очень его люблю.

Не собираетесь ли вы к нам с сольным выступлением?
Собираюсь! Но для этого вы должны написать, чтобы это прочли все продюсеры и журналисты: «Соуэто выступил великолепно, но его выступление было слишком коротким. Поэтому мы все в России должны посмотреть его следующее шоу». Ну а потом вы мне сообщите, когда будет это следующее шоу, и я сразу прилечу.

А где в Европе вас можно услышать в ближайшее время?
Я часто выступаю во Франции и Нидерландах. Подписывайтесь на мою страницу на Facebook, читайте в Твиттере, смотрите на YouTube. И, надеюсь, в скором времени я все же смогу приехать в Москву и Санкт-Петербург.