Новый спектакль, новый альбом, 20-летний юбилей – в таком режиме завершает год рожденный в недрах МГУ «Несчастный случай». Все, кто учился в относительно недалеком прошлом в главном российском вузе, и те, кто посещал спектакли студенческого театра МГУ, с творчеством «НС», безусловно, знакомы. Лучшие темы из репертуара этой команды известны и выпускникам иных учебных заведений. Однако широкой публике памятны не столько хиты «Несчастного случая», сколько имена его создателей – Алексея Кортнева и Валдиса Пельша. Против телевидения не пойдешь.
Сколько ни сочиняй гениальные композиции, это не принесет той популярности, которую в одночасье обеспечивает роль ведущего в рейтинговом ток-шоу или участие в раскрученном новогоднем телепроекте. Когда же удается без особых моральных жертв совмещать работу для души с работой на имя и кошелек – доля артиста по-настоящему счастлива. И главному «несчастному» Москвы Алексею Кортневу в этом смысле грех жаловаться на судьбу. Да он, собственно, и не жалуется. По крайней мере, когда отвечает на вопросы корреспондента «ВД».
– Леша, твоя команда отмечает 20-летие, как и многие наши знаменитые группы. Но, согласись, «Несчастный случай» не очень напоминает традиционную рок-группу, эволюционирующую от состава к составу, от альбома к альбому, от идеи к идее.
– Наверное, наша история действительно не очень похожа на традиционную рок-н-ролльную. У нас более «узорчатое полотно». «Несчастный случай» – территория, на которой регулярно пересекаются интересные друг другу люди. Это в своем роде клуб, где можно покурить, выпить, посплетничать, обменяться новостями и еще поиграть вместе. Причем новости каждый приносит из той среды, в которой большую часть времени обитает, где работает. То Пашка Черемисин (музыкант «НС». – Прим. авт.) матернется в прямом эфире на спортивном канале, и мы думаем, уволят его или нет. То Серега Чекрыжов (музыкант «НС». – Прим. авт.) судится с каким-то композитором, обвиняющим его в плагиате, и мы гадаем, посадят его или нет.
– И диски вы записываете, кажется, легко и без концепций? Взять хотя бы изданные только что «Последние деньки в Раю».
– У нас целостных альбомов никогда не получалось. Мы записываем каждую пластинку, когда накапливается определенное число новых песен. Разве что саундтрек к спектаклю «День радио» можно назвать концептуальным. Там все вещи принципиально разные и концепция в полистилизме.
– Теперь у вас новый спектакль «День выборов». И как раз недавно завершились реальные выборы. Ошеломлен их результатами?
– Не то что ошеломлен – крайне огорчен. Предполагал нечто подобное, но такого позора не ожидал. Лидеры правых разыгрывали карту своей супердемократичности и при этом демонстрировали такой гонор, самовлюбленность, жлобизм, что это совершенно не сочеталось. В результате хорошие идеи загублены на корню.
– А какое отношение сохранилось у тебя к служителям культа, особенно со времен вашей борьбы с ними за здание театра МГУ?
– Какие ты вопросики задаешь… Да такое же отношение, как и прежде. Терпеть не могу попов. Для смягчения формулировки могу сказать, что испытываю сильные антиклерикальные настроения. Надо сказать, что в «Дне выборов» это отражено. Там действует такой смешной поп. В нем выражено наше отношение к РПЦ.
– Стремительная телекарьера Пельша поспособствовала в чем-то группе или наоборот?
– Мы тогда, конечно, могли на Вадьку обидеться. Но он все сделал честно. О том, что он уходит из «НС», мы договорились спустя два года после его появления в передаче «Угадай мелодию». Просто поняли, что нужно расставаться, и сказали ему об этом. Иначе абсолютно искажался образ группы. Наc перестали воспринимать всерьез. Через 10 минут после начала концерта из зала раздавались реплики: «Пельш, танцуй!», «Помаши руками!», «Угадай мелодию!». Если представить, что в этот момент поешь что-нибудь вроде «Армагеддона» или «Аркадия», становится совсем муторно.
Зато после неизбежной стадии охлаждения в наших отношениях, когда мы вновь начали работать вместе, дружба только окрепла. Вадик был в «Несчастном случае» на вторых ролях и занимался шоу-менством на крошечной поляне, а когда ему предоставили большую, он наконец реализовался, как хотел, и преодолел все свои комплексы. Нам стало нечего друг другу доказывать. Мы опять стали теми же московскими студентами.
– Некоторые до сих пор рассуждают, как мог сложиться семейный союз Алексей Кортнев – Амина Зарипова (шестикратная чемпионка мира по художественной гимнастике. – Прим. авт.)? Что общего у богемного интеллектуала и бывшей профессиональной спортсменки?
– Аминка очень умный человек. Она абсолютно не образованна. Ну просто ноль. У нее четыре класса, а потом сплошная художественная гимнастика и затем сразу – институт физкультуры. Но она умна от природы, быстро мыслит, прекрасно впитывает информацию, у нее отличное чувство юмора. Нам всегда есть о чем говорить.
– И кому же повезло больше – ей или тебе?
– Не знаю, что скажет Амина по этому поводу, а я-то считаю, что очень повезло мне. Я завоевал женщину, которая, скажем так, очень лакомый кусочек. Это сильно удовлетворяет мужской охотничий инстинкт: добиться того, чего вожделеют тысячи человек. А ты пришел и забрал.