Весь декабрь в Пушкинском музее идет один из главных культурных фестивалей — «Декабрьские вечера Святослава Рихтера».
Пушкинскому музею не привыкать к очередям. В иное воскресенье здесь можно встретить устроителей светских вечеринок, высоколобых арт-критиков, андеграундных художников и модных стилистов, безропотно стоящих в очереди в последний день выставки Бердслея. «Один раз я пришла, а там в Греческом зале „брусникинцы“ (студенты Театральной мастерской Дмитрия Брусникина) дают „Одиссею“. В другом — Перселла исполняют на фортепиано. И все это по цене билета в музей», — говорит подруга, которая дружит со всеми коcтюмерами «Большого театра» и билетершами в Большом зале консерватории. Грядущие «Декабрьские вечера» — история особая, принципиально недемократичная в том, что касается билетов, подчеркнуто элитарная, но, как всякий миф, заманчивая.
Впервые «Декабрьские вечера» — фестиваль музыки и живописи в Музее имени А.С. Пушкина — провел пианист Святослав Рихтер 33 года назад. Музыкальная программа была составлена только из произведений русских композиторов, а художественная выставка демонстрировала связь русских художников и музыки в живописи и графике XIX — начала XX века. Дальше были Моцарт, Пруст, Пастернак, музы, маски, карнавал, безумные песни, и чего еще только не было. К выставкам добавлялись поэтические чтения, к музыке — танец, спектакль или перформанс; так прочерчивались межкультурные связи. Принцип отбора музыкантов и артистов был очевиден: только звезды — от Юрия Башмета и Михаила Плетнева до Элисо Вирсаладзе и Марты Аргерих. В 2011 году отметили
Завсегдатаи «Вечеров» — особая каста. Это люди разных профессий, семей, социальных слоев и достатка: их объединяет не только любовь к культурным параллелям, их затягивает традиция. Они первыми стоят у касс в день начала продажи билетов, ждут своих кумиров у служебного входа, уже видели всю эту живопись в европейских и мировых музеях, но спешат на очередную выставку снова. На «Декабрьских вечерах» завязывают дружбу, влюбляются, приходят с детьми и внуками, в общем фестиваль формирует вокруг себя сообщество, в котором непосвященному может быть неуютно.
Почему и зачем можно начать ходить на «Декабрьские вечера» именно сейчас? Потому что это дань традиции и мифу. Это почти как на «Щелкунчика» в Большой 31 декабря или на Эйфелеву башню при первом посещении Парижа.
А если серьезно, то в это непростое время, когда евро под 70, а доллар ближе к