Есть и такое мнение: задача, которую ставит перед собой Жак, вообще не подлежит обсуждению - мол, "Бах свингует сам по себе". Что ж, последнего никто не отрицает, хотя открытие это как раз и принадлежит Лусье. Когда в конце 50-х выпускник Парижской консерватории, будучи аккомпаниатором известных шансонье (Катрин Соваж, Шарля Азнавура), впервые собрал собственное трио и начал исполнять хрестоматийные прелюдии и фуги Баха... в свинговой манере, используя известнейшие темы как основу для импровизаций, это вызвало огромный общественный резонанс. Но такое смелое соединение стилей и эпох было вполне в духе времени, пронизанного ветром свободы.
Для джазового (и не только) поколения 60-х Лусье стал настоящим кумиром. Тиражи его альбомов за последующие 15 лет составили 6 миллионов (для джаза это очень внушительная цифра). Однако в 1978 году маэстро счел тему исчерпанной, заперся в своем доме в Провансе и занялся экспериментами с электронной музыкой. Лишь в 1985-м, в год 300-летия со дня рождения Баха, друзьям удалось уговорить Лусье воссоздать свой коллектив. С тех пор Play Bach Trio (сегодняшний состав: сам Лусье, барабанщик Андре Арпино и контрабасист Бенуа де Сегонзак) продолжает триумфальное шествие по миру, исполняя не только сочинения великого немецкого композитора, но и произведения других классических авторов.
В будущем году Жак Лусье отметит свое 70-летие. Да, возможно, его выступления сегодня строятся по академическим канонам, а импровизации на самом деле хорошо подготовлены. Лусье говорит и с Бахом, и с нами на одном, понятном и той и другой "стороне" языке, не опускаясь при этом до упрощения, опошления, китча. На концертах участники Play Bach Trio собираются на сцене, словно чтобы просто погрустить вместе. Погрустить, а после улыбнуться - ведь и Бах иногда шутил...