«Клубный пиджак», – вразумляла Верочка взалкавшую красоты Людмилу Прокофьевну. «В дом культуры, что ли?» – уточняла та, а секретарша обреченно махала рукой: «И туда тоже можно...»
В принципе на этом можно было бы и закончить повествование о клубной одежде, потому как понятие это на сегодняшний день размыто до чрезвычайности. По крайней мере, у нас большая часть любителей вечерне-ночных развлечений предпочитает отправиться в клуб, будучи одетым просто удобно. То есть в джинсах. Вопрос только, в каких…
В клубах угара
Прежде всего, о самих «Домах культуры». Абы в чем туда действительно не пойдешь. Клубы бывают разные, но в принципе философия клуба как такового едина. Будь то «аглицкий клоб», напичканный денди, или клуб деревенский, в котором на стенах развешены портреты ударников (в смысле работяг, перевыполнивших нормы производства) – негласные правила любого клуба предписывают являться в него, будучи одетым определенным образом. В чистом виде – реализация поговорки «по одежке встречают».
Клубные заморочки пришли к нам, разумеется, с берегов туманного Альбиона. Конечно, до тамошнего уровня клубомании нам еще расти и расти, но все-таки кое-что мы усвоили. Для многих наших братьев и сестер клубы стали вожделенным местом для отдохновения. После учебы и после работы молодежь и не очень устремляются туда, где весело, шумно и красочно. Туда, где такие же, как ты, собрались отдохнуть так же, как это нравится тебе.
Правда, некоторые из людей ученых считают, что регулярное клубление сродни наркотической зависимости: смысл жизни сводится к тому, чтобы дожить до выходных и – гори все огнем!
Этому состоянию должна соответствовать определенная форма одежды. Неповседневная. Необычная. Нестандартная.
По гамбургскому счету
Желательно, конечно, чтобы одежда эта была еще и модной. Но с этим у нас как раз и проблема. Легко жить-поживать молодым лондонцам вместе с их специализированными по клубной части магазинами. Явно неплохо отдыхается и тусовщикам с Ибицы, где при многих клубах открыты магазинчики с соответствующей одеждой. Мы же немного похожи на одного набоковского персонажа, считавшего себя истинным англоманом. Попав в Англию, он обнаружил, что его «чисто английская куртка» – не образчик стиля, а какой-то секонд-хенд малоизвестного спортивного общества.
Наши клубы, с точки зрения формы одежды, можно поделить (по очень большому гамбургскому счету) на четыре группы: закрытые заведения (для своих), пафосные местечки, «демократичные наши» и фактические забегаловки. О первых и последних говорить смысла нет. Собственно, не особо поговоришь и о пафосных заведениях: ходит сюда публика солидная (в плане уставного капитала – денежного, возрастного, социального). Наряды их блещут ценой, парфюм их пахнет купюрами, а одеты они в наизнаменитейшие бренды, от которых за версту веет кутюрами. Вся эта амуниция уже настолько раскручена, что и говорить не хочется. Ах-ах! Маленькое черное платье! Ах-ах! Шанель Коко!
Куда как интересней наблюдать за тем, что напяливает на себя так называемая продвинутая молодежь, бьющаяся за право выглядеть «не как все». Вероятно, у нас только они и достойны называться по-настоящему клубными людьми (опять же по счету гамбургскому), понимающими, что во главе угла клубных одеяний лежит не мнение высоких домов мод, а улица, спорт, музыкальные направления и танцевальные движения.
Незасыхающий имидж
Перечислять все источники или составные части того или иного стиля, имеющего честь называться альтернативным, смысла нет: во-первых, много, во-вторых, спорно. Но о кое-каких очевидных вещах можно вспомнить. К примеру, о широких штанах, которые уже столько лет никак не покинут молодежную моду. Говорят, что родоначальниками этой моды были штаны-самосбросы баскетболистов: идешь себе в них, а потом – оп-ля – и скидываешь, не расшнуровывая кроссовок. А под ними как раз и шорты поместились. Или свободные штаны для скейта и сноуборда со всякими полезными карманами и веревочкой вместо пояса – удобно же. А что касается довольно интересного начинания в виде демонстрации части семейных трусов редкой раскраски, то, скорее всего, это результат активных телодвижений, когда подтянуть штаны просто недосуг.
Или знаменитые шапочки би-боев (брейк-дансистов). Понятно, что кручение на голове без шапочки может привести к необратимым последствиям, то есть к обращению в Reals Trans Hair. А почему толстовки короткие, а рукава закатанные? А это, чтобы ни за что не зацепиться, дитя мое.
Адаптируясь к жизни в клубе, такая одежда, сохраняя свою основу, со временем начинает украшаться «детальками» – лампасами, обстрочками, нефункциональными карманами и, разумеется, лейблами.
Ну и совсем потрясающая версия того, откуда есть пошла мода на карманы-сетки. Это, дитя мое, для того, чтобы после тренировок положить туда носки! Красивая история… Однозначно более интересная, чем восторженные писки о том, как господин Лагутенко (Мумий Тролль) устаканил стиль брит-поп (джинсы-клеш с кедами и некая кофта-шестидесятница), как «господама» Земфира утвердила стиль унисекс, и как госпожа Пугачева объединила мини-юбку с пончо.
Можно вспомнить и о том, как пираты-флибустьеры подарили миру банданы: и длинные патлы за ними спрятать можно, и название любимой команды наколбасить по трафарету на этот квадратный платок легче, чем на ту же бейсболку (о бейсболках и футболках явно уже кто-то писал в каком-то букваре). Можно вспомнить и о первоначальном предназначении «косух»: да-да, эта скошенная молния призвана не пропускать ветерок к телам этих больших и волосатых дядей.
Почитателям того или иного стиля совсем не обязательно утруждать себя регулярными тренировками. Спорт-родоначальник можно просто уважать, и в знак этого уважения пользоваться его атрибутикой. К тому же практически любому экстриму соответствуют определенные музыкальные пристрастия. И клубы, в которые ходят эти романтики улицы и поклонники урбанистического стиля.
Хоп-компания
К слову сказать, модные дома очень даже не брезгуют почерпать идейки из уличной моды. И выдают на гора вполне достойные вещички. Но продвинутой публике ну просто не в кайф ходить в суперраскрученных вещах. Неоригинально как-то. И здесь нам повезло: многие марки одежды, довольно хорошо известные на западе, у нас пока широко известны только в узких кругах. И с точки зрения этих кругов (внимание!) Adidas и Nike – это попса. К тому же недешевая. Так что долой трилистники, да здравствует все остальное, достойное продвинутого пользователя хип-хопперского толка.
Avirex. Основатель этой компании – человек по имени Джеф Климан – был летчиком и коллекционером аэропланов одновременно. Его мечта – воссоздать подлинные модели пилотских курток – сбылась в 1975 году. Начиналось все с рассылки по почте каталога летной одежды, потом был нанят дизайнер, и мир моды пополнился моделями кожаных курток-пилотов времен Второй мировой.
От летной темы Avirex отступил лишь в 1996 году, предложив линии джинсовой и спортивной одежды, а еще через два года урбанистическая молодежь порадовалась и появлению новых марок: Sole City Inc. – обувь и Just Jeans – подростковая джинсовая одежда.
Одежду от Avirex носят Брюс Уиллис,
Джон Траволта, Уил Смит, Шакил О`Нил, Сильвестр Сталлоне, Эминем, Back-
Street Boys и многие другие. Впечатляет?
Akademiks. Весна 2000-го. Братья Харел прекрасно подготовились к созданию нового лейбла. До этого они работали главными дизайнерами в компаниях Mecca USA, Phat Farm и Nike. Принцип одежды от Akademiks академично прост: безупречный покрой футболок и джинсов, толстовок и курток, оригинальное и удобное расположение карманов, гармония логотипов и, конечно, высокое качество тканей.
Братья уверены в том, что создают одежду не только для хип-хопперов. «Akademiks, – говорят они, – это образ жизни, распространяющийся на всех, от скейтеров с Западного побережья и молодых нью-йоркцев с Восточного до европейской молодежи».
Кроме дизайнерской и спортивной линий мужской одежды, Akademiks выпускают женскую коллекцию Akademiа, обувь Akademiks Shoes и аксессуары Akademiks Accessoires.
Ecko Unlimited Company. Первую серию футболок от Ecko американцы увидели в 1993 году с экранов телевизоров – на телешоу «Good Morning, America». И улица приняла их еще до начала рекламной кампании. В 1999 году для довершения картины полного успеха компания начала выпуск обуви, перчаток и сумок, а также женской серии одежды, но уже под маркой Eckored. Вплоть до настоящего времени Ecko гордится тем, что в основу всех своих разработок одежды заложены не рацпредложения от модного дома, а запросы и пристрастия покупателей.
Leak Wear. Год рождения 1997. Очень молодая марка, только-только подошедшая к известности среди городской молодежи. Leak в переводе с английского – «протекать, просачиваться». С точки зрения отцов-основателей это значит, что спортивная одежда от Leak Wear должна наполнять ее носителя свежестью и энергией. Какая одежда? Разумеется, молодежная: джинсы, майки, футболки, свитера, сумки, кепки, шляпы и т.д. Выпуск женской линии пока планируется, но уже известно, что называться она будет Diva Leak.
Lugz. Бренд стартовал в 1993 году двумя моделями ботинок, стеганым жилетом и парой джинсов. В промоушне Lugz приняли участие Эрик Шерман, Редман, Снупи, Ауткаст. В 1996 году Lugz выпустил первую пару спортивной обуви The Carbine с прозрачной подошвой, что ознаменовало рождение линии Lugz Athletics.
Rocawear. Впервые одежда Rocawear была представлена в 1999 году во время концертного рэп-тура Hard Knock Life Tour по Соединенным Штатам. Безупречная рекламная кампания и как результат – сумасшедшие продажи. Одежда Rocawear сейчас – почти классический стандарт городского стиля.
Sean John. Первая коллекция спортивной мужской одежды под маркой Sean John была выпущена в 1998 году. За два года новый лейбл успел трижды номинироваться Советом Американских Модельеров на премию за лучший дизайн одежды. Это мнение вполне разделяет и «хоп-совет покупателей»: джинсы, трикотаж, верхняя одежда и аксессуары от Sean John на полках не залеживаются.
Fubu. У этой марки, существующей с 1992 года, потрясающий лозунг – For Us by Us, то есть «одежда, сделанная Для Нас Нами».
Дело было так. Дэймонд Джон,
обозлившись на окрестные магазины, в которых никогда нельзя найти яркую
городскую шмотку, разработал План выпуска собственной одежды. Заложив свой дом
за $ 100 000 и призвав на помощь трех друзей, живущих по соседству, он
превратил половину заложенного дома в фабрику. Хоп-компания
поселилась во второй половине. Начали с мужских футболок, хоккейных фуфаек и
бейсболок. Сейчас фирма включает в свой ассортимент полные коллекции мужской,
женской и детской одежды, а также аксессуары и обувь. Их бизнес оценивается в
850 миллионов долларов, и даже Samsung America, стоящая на десятом месте в
списке крупнейших компаний в мире, помогает FUBU в производстве и дистрибуции.
И это – не так удивительно по сравнению с тем, что четыре друга-основателя до
сих пор вместе и никакими «дележками» и «разборками» не развлекаются.
Ну а девушки?
Как всегда – потом. И сами в этом виноваты. Совсем не просто так производители и разработчики модной альтернативной одежды только после раскрутки за счет мужских линий одежды вспоминают о девочках. Потому что, невзирая на всю тягу к прекрасному, девочки – они упрямые. В чем ходит в клуб основная масса наших девушек? Правильно: черные эластичные брюки и топ. Этот неджентльменский набор может дополняться всякими деталями (сумочки, телефончики, фенечки), но основа – вот уже много лет подряд – остается неизменной.
Почему это происходит? Потому что ретроградки, то есть существа, менее мужчин стремящиеся к радикальным переменам. Потому что обезьянки – любят читать совершенно невозможные журналы с полезными советами типа: «вот как я поступаю с мини-юбкой». Потому что эгоистки – для них соответствие вкусам во-он того паренька важнее демонстрации принадлежности к тому или иному кругу.
Потому что женщины: требования мужской аудитории к типу женской красоты не меняются столетиями. А танцевать в облегающих брюках и топе не просто удобно, но и эротично.
Если же говорить об источниках клубного комплекта топ+брюки, скорее всего, во всем виновата одежда для фитнеса – обтягивающая и подчеркивающая фигуру, дополненная повязками на лоб, маечками и рюкзачками. Разумеется, никакой синтетики.
И все-таки что-то меняется или должно измениться.
Наглядный тому пример – история еще одной малоизвестной у нас, но достаточно популярной «там» марки одежды.
Компания Billabong USA – фирма-лидер по производству так называемой «серферской» одежды. За все время существования компании ее целевой аудиторией были исключительно мужчины. И вдруг все смешалось в доме Billabong-ских. Решив поучаствовать в очередном «шлягере» Universal Pictures, посвященном демонстрации тел супердевочек-серфингисток (фильм «Голубая волна»), они вышли на новую покупательскую аудиторию, окупив затраты сторицей (не очень, впрочем, и большие, так как фильм для уровня «Пиктурес» малобюджетный).
Конечно, не все девушки-зрительницы начнут после просмотра этого фильма повально увлекаться серфом. Редактор журнала Surfer, например, назвав сей шедевр очередным голливудским бредом (ну не может, ну просто не может настоящая серфингистка полюбить футболиста!), был вынужден признать, что он может «задать мини-тенденцию в женской серфинговой моде».
Под серфинговой модой подразумеваются не просто доски с ромашками или купальники с васильками.
Речь идет опять же о стиле. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на современные коллекции от O’Neill Inc – «дедушки» серфовой моды. Девочкам нравится. Потому что модная, молодежная, комфортная и включает в себя не только пляжную одежду, но и вещички, достойные похода в клуб.
Или другой пример – марка Roxy, созданная в начале 90-х и предназначенная исключительно для серфингисток. Началось все с купальников, продолжилось джинсами и шортами и в настоящее время докатилось до сумок, обуви и шкатулок для украшений.
Почему это происходит? Потому что, невзирая на свое ретроградство и эгоизм, женщины все равно покупают больше, чем мужчины.
Редкое оперенье
Теперь о том, где. Где же все это приобрести. Удобные брюки и топ, собственно, продаются везде. Все зависит от платежеспособности той или иной любительницы клубов. Mexx, Naf Naf, SASH, Sisley. Тот же Benetton, прославленный не так давно аж самим Шнуровым (клип «Мне бы в небо»), многозначительно восседавшем на стуле в красной бенетоновской олимпийке (это слово тоже из букваря).
Даже если в городе погаснут все огни, этого добра все равно сыщется немало.
Можно наведаться и в мир кутюра ростом повыше. Roccobarocco, Roberto Cavalli, Casharel. Много в нашем городе мест, где все это можно приобрести. Вот это и печально. Армани и Гуччи, так же как Феллини и Бертолуччи, – люди достойные, но уже давно занесенные в букварь. А хочется романа.
При всем уважении к хип-хоп культуре, среди желающих провести время на танцполе немало людей, которые, мягко говоря, уже несколько лет как выросли из этого состояния. Тем не менее вкус к красивой жизни не потеряли, и одеваться под одну гребенку (пусть даже под «откутюровскую») все равно не желают.
Тонко уловил состояние души таких модников магазин «Маска», позиционирующий себя как «Душа и сердце авангардной моды Москвы». Головной принцип формирования коллекций здесь – подбор исключительно эксклюзивных марок из числа тех, кто явно будет формировать моду будущего. Хитро: строить модный бизнес на закупках того, в чем ходит пол-Москвы, действительно бессмысленно.
Итак, более чем перспективные марки (увы, не из дешевых), полностью отвечающие требованиям к клубной одежды (Неповседневно. Необычно. Нестандартно. Модно):
Francois Girbaud (действительно новая
волна в линии женской одежды), G Star (из независимых марок – №1 в Европе,
крайне актуально, очень андеграундно), 10to10 (стильная истинно
английская марка), Fornarina (яркая испанская женская одежда, чрезвычайно
актуальная для клуба). Acupuncture (образчик марки – кроссовки с подошвой,
оставляющей отпечатки голых гейш), Ixos (остроносые туфли с маленькими
деревянными каблучками) и многое-многое другое, включая одежду от
Custo-Barselona, All Saints,
E-Play, Gaetanonavarra, Aketohn, Budhahood, Francescobiasia – в магазине
«Маска».
Во всем этом вам однозначно не страшен фейс-контроль уровня «по одежке встречаем».
А также…
Достаточно
яркие вещи можно обнаружить и в магазине Streetwear. Здесь представлены такие
марки одежды, как French connection, Fcuk, Hardcore, Moto, J Lindberg, Smog,
Ted Baker, Pepe Jeans, Only, Iseman и др. Например, есть здесь рубашки
расцветки «внимание, одинокий попугай!» В такой вас точно заметят в любом более
или менее пафосном клубе. К тому же некоторые из этих рубашек – «жатые», то
есть точно не
помнутся. Если на слово рубашка у вас аллергия с детских времен, пожалуйста,
толстовки из этой же серии. Для милых дам – короткие кофточки с «вывернутыми»
швами и довольно стильные широкие брюки из зримо «убитой» цветной джинсы. А еще
здесь продаются «раритеты» – вещи из бутика Le form, например, широкий ремень
Дик бакенбергс (кожаный уже купили, остался только замшевый) и кое-что из
коллекции 1998 года Com de Garson.
Во всем этом вы обязательно блеснете и в клубах попроще, и в не входящих в систему мегадэнс.
Что же касается продвинутых хип-хопперствующих мальчиков и девочек, то им прямая дорога в FunkyS3t – ассортимент более чем достойный. Кроссовки прямо-таки эпохальных расцветок от Fubu. Кроваво-красная или белая с потрясающим принтом (роллер) на левой ягодице футболка от Sean John, классика от Rocawear… Здесь же – аксессуары в виде цепей с кулонами от хопперских фирм (с немыслимой красоты танками, драконами и пятилистниками), а также часы, браслеты и кольца с каменьями. Клубные куртки, способные превратить ее носителя прямо-таки в шумахера перед стартом. Всевозможная джинса, состоящая из каких-то ловко простроченных кусочков. Удобные, но не пошлые кенгурушки. И, разумеется, более чем выразительные бейсболки, на которых уж точно не встретишь надписи типа SuperBoy или рисунка с очередным покемоном нашей современности. Этого товарища уж точно не ждут ни в одном из московских клубов.
Эвелина Бледанс, актриса
Я совершенно нетусовочный человек. В нашей семье существует железное правило: в 23.00 вся семья собирается дома, и никакие внешние обстоятельства не могут повлиять на этот раз и навсегда заведенный порядок. Хотя меня достаточно часто приглашают на всякие интересные клубные мероприятия. Но начинаются они очень поздно – после 23.00, а кутить до 5 утра – не по мне. Исключение из правил составляют только мои собственные выступления по клубам, презентации альбомов и выступления моих близких друзей. Когда я выхожу в свет, в те же клубы, предпочитаю одеваться броско – чтобы на меня обращали внимание: люблю экстравагантные наряды, всевозможные парики и т.д. Но главное – быть уверенной в себе, потому что выдерживать взгляды окружающих очень сложно. Естественно, если со мной на вечеринку идет муж, стараюсь скорректировать свой наряд таким образом, чтобы не вызывать у него раздражение.
Амалия Гольданская, актриса
В принципе меня можно считать любительницей клубных заведений. Критерий отбора клубов, в которые я хожу, – кухня, музыка и дизайн, но самое главное – приемлемые цены на коктейли. Платить за коктейль, как за бутылку виски в Dutyfree, мне совершенно не хочется. Естественно, предпочитаю закрытые клубы – «Маяк», «Кино». Для меня это самые уютные места в Москве, куда я всегда могу прийти с семьей и быть уверенной, что никто не будет просить автограф, предлагать выпить, знакомиться и т.д. и т.п. Все это в обычной жизни так угнетает! Как правило, мало кто понимает, что актеры – тоже люди и тоже хотят отдохнуть, и если мы куда-то выбираемся, очень неприятно, когда окружающие смотрят на тебя, как на зверей в зоопарке…
Юлия Рутберг
В клубы ходить мне нравится, но не всегда удается. По вечерам я часто занята в каких-то спектаклях, участвую в каких-то съемках. Так что выбраться удается не всегда, да и то – под настроение. Любимый клуб – «Огород», который находится в Ботаническом саду на проспекте Мира. Достаточно демократичное место, где часто проходят артистические вечеринки, в частности – театральный фестиваль «Маска» проводит там свои банкеты. В целом это клуб-ресторан и прекрасное место для встреч с себе подобными – театральными и киношными артистами.
Сергей Брилев, телеведущий программы «Вести»
Наверное, как и все представители моей профессии, я человек очень семейный. При достаточно публичной профессии не очень-то хочется ходить в публичные места. Потому и отношение мое к клубам – просто никакое. Полный ноль и никаких эмоций. Бывали, конечно, какие-то спонтанные посещения клубов, в которые меня приглашали друзья, но я – не любитель подобного времяпрепровождения.