51-летнего канадца итальянского происхождения Джино Ваннелли называют Фрэнком Синатрой эпохи электрического джаза и r’n’b. Он не импровизирует скэтом (пение без слов), а уже тридцать лет мурлычет баллады, по большей части посвященные своей жене (во всяком случае, так он утверждает в многочисленных интервью). Сначала Джино со своими братьями Джо и Россом, помогающими ему во всем, добился контракта с фирмой A&M. Их автобиографический альбом 1978 года «Брат – брату» с хитом «Я просто хочу остановиться» стал «платиновым». На братьев обратил внимание всемогущий продюсер Клайв Дэйвис. Однако, когда он начал диктовать Джино, что и как петь, музыкант взбунтовался и, несмотря на еще больший успех альбома «Ночной прохожий» (с синглом «Living Inside Myself»), порвал с Дэйвисом контракт.
С возрастом маэстро Ваннелли внезапно ударился в религию и с влиятельным датским пианистом Нильсом Лан Доки сочинил цикл католических песнопений. Он даже удостоился чести спеть перед Папой Римским в 2000 году.
«Я – это я, а не мой брат»Так прямо и назвал один из своих дисков певец и пианист Фредди Коул. Он родился на 12 лет позже своего великого брата Нэта «Кинга» Коула и, конечно, оказался в его тени, а потом еще и стал дядей популярной певицы Натали Коул. Постепенно, впрочем, Фредди с этими фактами смирился и даже посвятил Нэту песню «He Was the King» («Он и правда был Король»). Голос у Фредди не такой бархатный, как у брата, пианистом-новатором его тоже не назовешь, но у него безупречный вкус, чувство стиля и бесспорный дар аккомпаниатора.
Самый молодой из старых знакомыхВиброфонисту Джо Локку еще нет 45, но он уже перепробовал в джазе почти все. Одно время казалось, что звук виброфона гораздо легче передать простым и удобным фендер-пиано, на котором без проблем сыграет любой клавишник. Ан нет! В последние годы наблюдается ренессанс этого очень необычного инструмента – то холодного, как синтезатор, то поющего почти человеческим голосом. Наш герой играл на своем виброфоне (в том числе и компьютеризованном) со многими грандами – от белых рэперов Beastie Boys до черного Фредди Коула. У нас в стране он был раз шесть-семь, выступал и на провинциальных фестивалях, и с Московским симфоническим оркестром под руководством всемирно известного альтиста Юрия Башмета, и с квартетом Игоря Бутмана.
Москва джазовая Клубы«Le Club» – отнюдь не клуб в прямом смысле слова, а шикарный «джазовый ресторан», арт-директор которого Игорь Бутман стремится во всем быть «номером один». В «Le Club» лучший биг-бэнд, мировые звезды, фестиваль «Триумф джаза», изысканная кухня и престижное местоположение – между двумя театрами на Таганке. «Джаз Арт Клуб» – полная противоположность «Le Club»: непритязательный, он представляет не шикарных заокеанских суперзвезд, а москвичей: ветеранов джаза, их учеников и последователей – от трубача Андрея Товмасяна до пианиста Игоря Бриля с сыновьями- саксофонистами. И без особой помпы проводит единственный в своем роде фестиваль «Джазовые голоса».
«JVL Club» – сравнительно новое (и недешевое, как и «Le Club») заведение, с отличным оркестром и «Мосгортрио» (оба под управлением пианиста Якова Окуня). Также джаз звучит в «Forte», «Реставрации», «М-баре», «Синей птице», центре «Дом».
МузыкантыСогласно анкетам Московской ассоциации джазовых журналистов лучшие джазмены столицы – кроме тех мэтров, кого все и так знают (Георгий Гаранян, Алексей Козлов, Игорь Бутман, Анатолий Кролл, Игорь Бриль), – супертрио Ростоцкий – Данилин – Кузнецов, ориентальные проекты того же Алекса Ростоцкого с трубачом Юрием Парфеновым, интеллектуальное «Второе приближение», пианисты Лев Кушнир и Леонид Винцкевич, гитаристы Игорь Смирнов и Александр Костиков. Особняком стоит «электрический «smooth jazz» Вячеслава Горского.
Радио и ТВНа телевидении джаз есть только на канале «Культура». Это «Джем 5» и «Джазофрения». Единственный радиоканал, который можно включить в поисках джаза и не ошибиться, – это ночной «Маяк 24».
ИнтернетВсе (или почти все), что вы хотите узнать о джазе, есть на www.jazz.ru. А то, чего нет на Джаз.ру , наверняка вы найдете на страницах www.musiclab.ru – сервере саксофониста Алексея Козлова.