22 и 23 февраля в ГЦКЗ «Россия» мужественные парни из «Любэ» устраивают концерты-презентации своего сборника военных песен «Ребята нашего полка».

В альбоме есть лишь одна по-настоящему новая тема – «Луговая трава». Прочие композиции уже где-то и когда-то в исполнении «Любэ» звучали. Разве что «Последний бой» Михаила Ножкина в варианте Николая Расторгуева народ еще тоже не слышал, но само по себе произведение-то старое… Короче, суть в том, что прозорливый продюсер и композитор Игорь Матвиенко, под крылом которого окреп коллектив «Любэ», по-прежнему не дремлет и максимально точно находит поводы для эксклюзивных показов публике своего главного проекта. Когда нет свежего материала, надо поместить в новую упаковку прежний репертуар и выстрелить в «десятку». Свято место пусто не бывает. Раньше патетичный Олег Газманов любил в «мужской» день поздравлять в главном концертном зале страны «господ офицеров». Теперь их заменит «батяня комбат» и его ребята. К тому же в нынешнем году у «Любэ» для каждого выступления имеется еще одна торжественная причина – коллективу исполняется пятнадцать лет.

Народ не обманешь

«Любэ» – это группа или только трансформирующийся сольный проект коренастого Коли Расторгуева, в повседневной жизни всегда говорящего не по-военному тихо, – вопрос. Сам Николай, кстати, больше склоняется ко второму варианту. Он и раньше в неспешных, искренних беседах подчеркивал данную мысль, и теперь вот, накануне «российской» презентации нового альбома, признался «ВД»: «Мы не можем в полном смысле считаться группой. Обычно под таким определением подразумевается коллектив единомышленников, которые вместе формировались, сидели в каком-нибудь подвале, их душила нищета, власти, но они все преодолели и в конце концов выпестовали свои песни, свой почерк. «Любэ» – совсем другое. Это вокально-инструментальный ансамбль».

В данном ВИА с ним уже поработали многие. Николай, бывший солист советских коллективов «Лейся, песня!», «Здравствуй, песня!», всегда органично вписывался в стилистические замыслы авторского тандема Игорь Матвиенко – Александр Шаганов и прошел улично-люберецкую, гротесково-перестроечную, лирично-народную, военную стадии. И в гимнастерке его наблюдали, и в берете десантника, и в костюме-тройке, и даже в майке.

Надо признать, что в развитии популярных тем вкус ему сильно не изменял, хотя взыскательные зрители и упрекали «Любэ» в прямолинейности, лубочности, тривиальности. За военные песни доставалось особенно. Однако Расторгуев по сей день хладнокровно парирует критику: «Народ не обманешь, тем паче тех, кто был в горячих точках или служит в армии. Почему-то они выбирают наши песни. Значит, доверяют, чувствуют в них что-то. Псевдопафосом, нарочитой слезой такую публику не пробьешь. А у нас с музыкальной точки зрения все сделано грамотно».

Чеченский след

Насколько грамотно поют ребята из «Любэ» о войне и солдатах, в очередной раз смогут оценить пришедшие в «Россию» зрители. А вот сколько еще планирует группа подвизаться на милитаристской теме, Николай точно не знает. Но расстаться с ней он не опасается, как не опасается и конкурентов в этой нише. «Мне на самом деле наплевать, – говорит Расторгуев, – кто еще трудится на данном поприще. Во-первых, у нас своя публика, во-вторых, только кажется, что репертуар «Любэ» переполнен военными песнями. У нас их штук 10. А записали мы уже более 80 различных композиций. Так что если даже мы прекратим завтра петь о войне, наша программа не обвалится».

В свое время в музыкальной тусовке обсуждалась довольно циничная версия, предполагавшая, что, если бы не политические события, развернувшиеся в России в середине 90-х, в частности, война в Чечне, «любэшникам» вряд ли удалось бы сохранить популярность, обретенную в конце 80-х. «Да, получилось так, что чеченская кампания повлияла на интерес к нашему творчеству, – рассуждает фронтмен «Любэ», – но мы сохранили бы импонирующую нашим поклонникам мужскую харизму и без этнических военных конфликтов. Например, наш диск «Песни о людях» пользуется не меньшим спросом, чем «Комбат», хотя о войне там совсем не поется».

Служить бы рад

С некоторых пор Расторгуеву, не один год простоявшему на сцене в гимнастерке и офицерских галифе, перестали задавать вопрос: «А сами-то вы в армии служили?». Коля не служил, о чем честно и откровенно заявлял в каждом интервью. Теперь он пояснил «ВД», почему: «Я не «косил». Медицинские обстоятельства вмешались. Всему виной Москва-река. Я вырос на ее берегах и как-то, купаясь, залил одно ухо. Мне было лет 12–13. Родителям ничего тогда не сказал, а вскоре начался болезненный процесс, воспаление среднего уха, операция. Из-за этого случая меня позднее и «завернули» на медкомиссии. Я отнюдь не радовался такому факту. Мне, напротив, тогда хотелось служить. И я мечтал попасть в какие-нибудь элитные войска: морскую пехоту, ВДВ.

Призвать меня должны были в 1975 году. Но в итоге я получил «белый билет» и моя служба прошла на институтской военной кафедре».

Самое забавное: Николай легко мог бы сейчас убедить общественность в том, что «от звонка до звонка» тянул нелегкую солдатскую лямку. «У меня столько «сослуживцев» по всей стране находится, что кажется, будто я был в армии лет двадцать», – замечает лидер «Любэ».

А еще у Расторгуева, оказывается, есть масса различных немузыкальных наград. По его словам, он «единственный в России обладатель медали НАТО. Представители этой известной организации наградили меня в Москве «за поддержание мира и свободы в Европе». Знали бы эти люди, что награждают своего идейного врага, который считает себя российским патриотом, разлюбил современное американское кино, зато без устали готов смотреть эпохальный документальный сериал «Великая Отечественная»…

Наверное, перед тем как выйти на сцену «России», Николай Расторгуев «для подзарядки» обязательно посмотрит парочку серий киноклассика Романа Кармена…

За кулисами

Николай Расторгуев родился 21 февраля 1957 года. Женат во второй раз. Имеет двух сыновей – Павла, которому сейчас 22 года, и 6-летнего Николая. Любимое хобби – игра в бильярд.

Самый скандальный момент закулисной жизни – конфликт с Юрием Шевчуком, переросший в небольшую потасовку, во время презентации «Черного альбома» группы «Кино». Спустя некоторое время разногласия были улажены, и Коля с Юрой вместе исполняли тему «Мама, я любера люблю» в Зеленом театре.

Чуть позже, на премьере программы «ДДТ» «Мир номер ноль» в «Олимпийском», Шевчук и Расторгуев встретились вновь. Сразу после их рукопожатия над Москвой пронесся сильнейший ураган…

22, 23 февраля. Государственный центральный концертный зал «Россия»