Отец Норы Джонс – не кто иной, как всемирно признанный классик традиционной индийской музыки Рави Шанкар. Четверть века назад в одном из своих гастрольных туров по США Шанкар встретил некую Сью Джонс, которая работала концертным организатором. Их сразу связало романтическое чувство, Рави и Сью поженились. Однако семьи не получилось – вскоре Шанкар оставил Сью (впоследствии он женился во второй раз, от этого брака у него также есть дочь – знаменитая исполнительница на ситаре Анушка Шанкар), а факт рождения дочери упорно скрывал от многочисленных поклонников своего таланта. Рави приезжал в Штаты проведать Нору примерно раз в год. Так продолжалось до тех пор, пока дочери не исполнилось десять лет. После этого Сью, видимо, решила, что лучше вообще никакой отец, чем такой, и… пропала из поля зрения Рави.
Таким образом, папочкин авторитет и огромные связи в мире шоу-бизнеса абсолютно никак не повлияли на звездную карьеру Норы. Более того, к моменту обретения заслуженной славы эта скромная девушка с внешностью модели, голосом сирены и талантом пианистки не видела своего отца более десяти лет...
Без «блата»У скромницы Норы (она не красится даже для светских раутов) нет мощного, «огромного» голоса, как у обожаемых американцами Уитни Хьюстон и Мэрайи Керри. Но в отличие от них она умеет не только петь, но и сочинять отличные песни. (Впрочем, справедливости ради заметим, что первый хит в репертуаре Джонс появился благодаря гитаристу ее группы Дж. Харрису.)
А началось все очень банально – если, конечно, считать удивительное везение банальностью. Никому еще неведомая Нора пришла со своей демозаписью в офис Blue Note – старейшей американской фирмы, выпускающей джазовые пластинки. Эта фирма на ее счастье придерживается политики «открытых дверей». Каждый может сюда прийти и лично «показать» свой материал; сочинение тут же при нем прослушают и вынесут свой вердикт. Подобного, кстати, нет более нигде: офисы других звукозаписывающих компаний обычно завалены никем не прослушанными записями, присланными по почте…
Так вот, многоопытные эксперты Blue Note, изучив пробную запись Джонс… Ну, конечно, тут же предложили ей достойный контракт! Это было похоже на озарение – подойди деятели шоу-бизнеса к музыке Норы с обычными мерками, скорее всего, они просто не стали бы связываться с подобным репертуаром. Изысканные, немного меланхоличные композиции с теплым джазовым привкусом, полярные по настроению и без шлягерной энергетики. В общем, то, что на наших телеканалах и радиостанциях называют грубым словом «неформат».
Зигзаг удачиСпециалисты из Blue Note не прогадали. Нора и сама по себе оказалась ценнейшей находкой, да к тому же в мире как раз в это время возникла мода на «приджазованный» женский вокал. Уже первая растиражированная запись Джонс (на альбоме гитариста Чарли Хантера она спела знаменитый хит Брайана Ферри «More Than This») была встречена публикой с большим интересом. А когда в середине прошлого года вышел дебютный сольный альбом певицы «Come Away With Me», это вызвало такой резонанс, какого не смели предположить самые смелые оптимисты.
В США пластинка молодой певицы была распродана с удивительной скоростью, вскоре она покорила и Европу. И наконец, апофеоз успеха: альбом доселе неведомой миру дебютантки удостоился сразу восьми (!) престижнейших премий «Грэмми».
После такого гастрольный график Норы оказался расписанным буквально по дням: ее скорейшего приезда жаждали организаторы концертов во многих странах мира. Две песни из альбома – медитативные «Come Away With Me» и «Don’t Know Why» – стали хитами вопреки всяческой попсовой моде. Эти песни можно было услышать на волнах самых разных радиостанций – от сугубо джазовых до ориентирующихся на стиль adult contemporary (современная поп-музыка для взрослой аудитории). Это было поразительно: история джаза последних десятилетий не помнит другого такого триумфального прорыва на территорию поп-музыки.
Популярность обрушилась на мисс Джонс столь стремительно, что она не успевала ни толком пообщаться с журналистами, ни даже как следует наладить собственный быт. Лишь одна деталь: уже став звездой, Нора со своим возлюбленным (он же – басист ее группы) по-прежнему снимали небольшую «хрущобу» в Нью-Йорке…
Ее киноВ отсутствие нормальных контактов со звездой журналисты бросились, как водится, раскапывать нюансы ее биографии. Особенно, конечно, всех интересовали взаимоотношения молодой и уже знаменитой Норы с ее легендарным отцом. В интервью господин Шанкар рассказывал, что «она и в детстве была очень музыкальной, с явным талантом…» И сокрушенно добавлял: «Как жаль, что я так мало занимался ее воспитанием!» Нора не делает из этого трагедии. «Мне совсем не хотелось, чтобы он видел, как я пою в маленьком баре за 10 баксов в час», – признается она, вспоминая свои первые заработки на ниве шоу-бизнеса. И добавляет: «Тем более я не хочу, чтобы из-за меня отца теперь донимала пресса».
Любопытно, что известный индийский режиссер Дэв Ананд объявил о своем намерении снять фильм «Песня жизни», чей сюжет повторяет историю Рави и Норы. Фильм, как вы понимаете, получится «скорее индийский, чем хороший». Посему неудивительно, что знаменитые отец и дочь настроены решительно против экранизации. Норе не польстило даже то, что на ее роль режиссер хотел пригласить либо Сельму Хайек (согласитесь, есть что-то общее в облике обеих девушек), либо… белокурую и голубоглазую Николь Кидман!
…История новой американской Золушки «некоренного» происхождения еще далека от завершения. И уже неважно, последуют ли после выхода этого, всего лишь второго по счету альбома Норы Джонс новые призы, похвала критиков и рекордные продажи. Ясно одно: певица уже знает тропинку к сердцу слушателя. А ведь это главное для настоящего артиста, не правда ли?