Не ищите этот город на карте – все равно не найдете. Город живет всего четыре волшебных дня в году. Все его жители – гости, которые делятся на тех, кто поет сам, и тех, кто приехал (часто за тридевять земель) для того, чтобы послушать песни. Большинство из побывавших в этом городе обязательно когда-нибудь туда возвращаются. Сей населенный пункт ежегодно вырастает между Самарой и Тольятти в первые июльские выходные. Завсегдатаи называют его «Груша». Именно там можно увидеть и услышать практически всех российских бардов, а в ночь с субботы на воскресенье полюбоваться «танцем маленьких фонарей». Поверьте, это незабываемое зрелище.

Растет «Груша», нельзя скушать

Почему-то многие, даже те, кто неплохо разбирается в авторской песне, уверены, что Грушинский фестиваль назван так в честь популярного фрукта. На самом деле это не так. Бардовский форум назван в честь Валерия Грушина. В августе 1967 года этот пятикурсник Куйбышевского авиационного института погиб в Саянах, вытаскивая детей из ледяной воды таежной реки Уды. Заядлый турист, не расстававшийся в походах с гитарой, основатель знаменитого в то время трио «Поющие бобры», Валерий был любимцем однокашников. Через год после его гибели друзья Валеры собрались в Жигулевских горах. Шел дождь со снегом. Приехали 600 человек.

Информация о том, что любители авторской песни организовали фестиваль, мгновенно распространилась по Самаре. На второй Грушинский собрались уже две с половиной тысячи туристов. Именно тогда сценой впервые стал плот на озере, а зрительным залом – склон горы. Ее с тех пор так и называют – Песенной. Через пару лет о фестивале узнали по всему Советскому Союзу, и счет приезжавших на «Грушу» пошел на десятки тысяч. Власти это самостийное движение не радовало, но запретили фестиваль лишь в год Московской Олимпиады.

С наступлением перестройки у многих появились сомнения: «зазвучит» ли Грушинский в новое, такое прагматичное время, когда «толкуют о деньгах». Однако фестиваль, несмотря на прогнозы скептиков, не только выжил, но и значительно расширился.

Всех не пересчитаешь!

Если бы один из героев популярного мультфильма, который был озабочен идеей «всех посчитать», попал на Грушинский, ему пришлось бы несладко. Сколько именно людей приезжает на фестиваль, точно не знает никто. Самарское Управление внутренних дел считает, что от 160 до 180 тысяч человек. Организаторы уверяют, что меньше 350 тысяч на фестивальной поляне не было уже лет десять, а на юбилейном Грушинском эта цифра вообще перевалила за полмиллиона!

Для тех, кто едет на «Грушу» впервые

В первую очередь вам необходима палатка и спальник. Неподалеку от фестивальной поляны есть несколько домиков, но в них живут исполнители-мэтры. Впрочем, живут в основном формально. Олег Митяев как-то признался, что до своего домика он просто-напросто никогда не добирается, каждую ночь «зависая» у какого-то костра... Что касается продуктов питания, то их вовсе необязательно везти с собой: на фестивале есть торговые ряды, где можно купить едва ли не любые деликатесы.

А вот спиртное официально приобрести нельзя. Ничего не поделаешь – сухой закон. Так что если вам в жаркий день вдруг захочется холодного пивка, то придется «чапать» за три километра в ближайший поселковый продуктовый магазин. Впрочем, можно поискать в окрестностях рефрижератор. Судя по тому, что в прошлом году милиция конфисковала у торговцев две тысячи (!!!) литров спиртных напитков, пивко можно приобрести, не отправляясь в дальний поход с авоськами.

Желательно прихватить с собой примус – иначе придется потратить массу времени на поиск и доставку дров. Костры – это, конечно, хорошо, но зачастую они становятся настоящим бедствием. Помнится, лет восемь назад над поляной повис настоящий смог, и организаторам пришлось костры запретить вообще. Не забудьте купальные принадлежности и солнцезащитный крем – хоть один жаркий денечек выдастся обязательно, и окунуться в Волгу вам захочется наверняка.

На Самару билетов нет

Именно такое объявление по традиции вывешивается в окошках железнодорожных касс в конце июня. Для МПС фестиваля не существует, хотя пустить несколько дополнительных поездов до Самары вроде бы не так уж и сложно. Так что за билетами стоит отправляться немедленно. Однако если билетов в кассах уже нет, отчаиваться не стоит – в последние годы стало модно скидываться и заказывать на большую компанию автобус. Как такую компанию найти и как в нее вписаться?

Надо либо зайти на официальный сайт фестиваля www.grushin.samara.ru и написать о своей проблеме на форуме, либо оставить объявление в одном из столичных бард-кафе. В общем, «кто хочет, тот добьется, кто ищет, тот всегда найдет». Если поедете на своей машине, то учтите, что за въезд на фестивальную поляну вам придется выложить пятьсот целковых. Впрочем, авто можно оставить на платной стоянке, заплатив за это символическую сумму.

Тем, кто прибудет в Самару железнодорожным транспортом, стоит отыскать на вокзале информационный центр фестиваля. Расписание электричек там обязательно имеется. На всякий случай, учтите, что обычно уходят они на Тольятти через каждые полчаса, а ехать вам до станции «135-й километр» (впрочем, ее уже переименовали в «Платформу имени Валерия Грушина»). Рекомендую ехать на электричке-экспрессе, которая за час домчит вас до места назначения.

Плюсы и минусы Грушинского фестиваля

На официальном фестивальном сайте выложена большая подборка газетных и журнальных статей. Будет время, ознакомьтесь с ней: уверяю, что не пожалеете. Во всяком случае, обо всех минусах вы узнаете именно оттуда. Если сократить все написанное прессой до одного предложения, то «Груша» – «это банальный всероссийский пикник с кафешками, саунами и биотуалетами, которому можно ставить свечку за упокой души».

Фестиваль клянут за то, что на нем можно услышать не только авторскую песню, но и рок, фолк, поп, рэгги, кантри, блюз, песни кришнаитов и т.д. Многие восприняли приезд Юрия Шевчука в позапрошлом году чуть ли не как личное оскорбление: «Только рокеров нам здесь еще не хватало».

Плюсы же очевидны. Вы выезжаете на природу и несколько дней проводите в приятной компании. На четырех эстрадных площадках можно послушать всех российских бардов: Митяева, Никитина, Суханова, Сергеева, Шаова, Дольского, Городницкого, Хомчик, Сухарева, Егорова, Мищуков, Киреева, Мирзаяна (список можно продолжать еще очень и очень долго). В ночь с субботы на воскресенье проходит главный концерт на плавучей сцене-гитаре, где по традиции исполняются бардовские хиты типа «А я еду за туманом», «Зеленой кареты», «Как здорово, что все мы здесь»...

Сорокатысячный хор (столько человек умещаются на склоне) и гору, сияющую фонариками, вы запомните на всю жизнь. Второй большой концерт проходит в ночь с воскресенья на понедельник. На нем бардам хиты петь не обязательно, поэтому они оттягиваются по полной программе (Леонид Сергеев, например, как-то спел весь свой озорной «свадебный цикл»).

А если вы исполняете свои песни, то у вас есть шанс выступить на одной площадке с мэтрами. Для этого надо записаться на прослушивание (оно проходит с четверга по субботу) и пройти сквозь сито многоступенчатого отбора (в прошлом году на прослушивание было подано более четырехсот заявок). Кстати, вечером стоит прогуляться по фестивальной поляне и послушать, что поют у костров. Если вас что-то зацепило, то к любой компании можно запросто присоединиться. И песни послушаете, и чайку попьете.

1–5 июля. Фестиваль авторской песни им. Валерия Грушина

Мнение

Олег Митяев:
«Каждую свою песню я обязательно примериваю: можно ли спеть ее на Грушинском. Этот фестиваль для меня – именины сердца. Когда выходишь на «Гитару» и зрители замолкают, ты должен сказать им то, что тебе разбередило душу».

Сергей Никитин:
«Мне кажется, что в России ни поэзии, ни авторской песне не грозит судьба, которую они имеют в западных странах. Традиции духовной жизни в России не позволят умереть этим жанрам искусства. И именно Грушинский фестиваль – лучшее тому подтверждение».

Леонид Сергеев:
«Удивительно, но в людях еще осталась способность слушать, чувствовать и переживать. В Америке популярны фолк и кантри. Во Франции – шансон. Но такого фестиваля, как наш Грушинский, нет нигде в мире».

Владимир Ланцберг:
«Как только фестиваль перевалил за отметку в десять тысяч человек, произошло непоправимое – многие начали приезжать за своим праздником, и появился дискомфорт от огульно-тотальной массовости. Невозможно уединиться и спокойно пообщаться».