Опера «Андре Шенье» наконец прозвучит в России. Валерий Полянский, которого называют «музыкальным Колумбом» за постоянно совершаемые открытия неизвестных или забытых произведений, в этом сезоне превзошел сам себя – поставил «Ромео и Юлию» Берлиоза, «Франческу да Римини» Рахманинова, подготовил к выпуску «Сестру Беатрису» Гречанинова и «Соловья» Стравинского. Такого количества опер в концертном исполнении еще не делал никто.

Но, видимо, для того, чтобы окончательно закрепить статус музыкального рекордсмена, Полянский с Государственной академической симфонической капеллой России под конец сезона выдает еще один неизвестный у нас шедевр – оперу Умберто Джордано «Андре Шенье». Почему так случилось, что эта опера в СССР не ставилась?

Дело тут, во-первых, в политических аллюзиях: главный герой оперы Андре Шенье – поэт, казненный во времена Французской революции по приказу Робеспьера. Вторая немаловажная причина – нехватка настоящих драматических теноров. Партия Андре – одна из самых сложных, в ней в разное время блистали Энрике Карузо, Франко Корелли и Марио Дель Монако. Наш великий Собинов в концертах пел лишь одну арию Андре.

Незавидна судьба композитора Умберто Джордано. Современник Пуччини, он начинал свой творческий путь во времена последних опер Верди, а закончил его в муссолиниевской Италии. Автор 12 опер, для широкой публики он остался «автором одного произведения». Теперь Валерий Полянский дарит российским любителям музыки возможность вынести свой вердикт относительно композитора Джордано.