Единственный концерт в Кремлевском дворце в рамках своего «Прощального тура» даст известный рок-гитарист и певец Крис Ри. После нынешних гастролей он не только навсегда покинет сцену, но и расстанется с именем, под которым прославился и выступал несколько десятилетий.
Что-то зачастили к нам с прощаниями заморские музыкальные знаменитости. За последнее время российской публике представили финальные программы своей сценической карьеры Лучано Паваротти, Би-Би Кинг, Шер, Шарль Азнавур, Фил Коллинз… Пришел черед уйти на покой и популярному британскому блюзмену со стажем Крису Ри. Не включить Восточную Европу, а в особенности экс-советские республики, в свой мировой Farewell Tour 54-летний уроженец Мидлсбро никак не мог. В Союзе Криса ценили. На «Мелодии» даже отважились во второй половине 80-х издать его диск-гигант, а сам Крис в тот же период записал композицию Gonna Buy a Hat, посвященную Михаилу Горбачеву. Ри и сейчас у нас любят. Шесть лет назад он наглядно в этом убедился, дав сольник в том же Кремлевском дворце. Есть практически в каждой песне Ри какие-то очень созвучные русской душе интонации. Для истинных ценителей блюза Крис со своими адаптированными, припопсованными, если хотите, блюз-роковыми номерами, возможно, не очень-то свой. Зато для широкой публики, не чуждой ностальгии и прочей лирики, его ровные, грустноватые, с хрипотцой песни – в самый раз. Будь Ри русскоязычным исполнителем, его темы, как ни парадоксально, мог ли бы вписаться в изобретенную у нас категорию «шансон с человеческим лицом». Впрочем, для творческой реализации ему вполне хватает и английского…
Мороженщик с гитарой
Рок-герою нужна харизма, аховая судьба, чтобы годилась для написания прижизненной романизированной биографии, нужны вызывающие поступки, победы вопреки обстоятельствам, оголтелые фаны в конце концов нужны. Ничего такого в судьбе Криса долгое время не наблюдалось. Слепить культовый образ из Ри не представлялось возможным. Все в его жизни было весьма скромно и обыденно, по формуле: родился – учился - женился…Многодетная иммигрантская семья: папа – итальянец, мама – ирландско-югославских кровей. Семейный бизнес: собственное кафе-мороженое. По окончании школы именно там Крис и получил первый опыт трудовой деятельности – работал продавцом. В каком-то смысле это и способствовало его музыкальному становлению. Мороженое в том районе, где торговал Ри, видимо, любили, поскольку парню достаточно быстро удалось скопить денег на покупку дорогой гитары. Инструмент Крису понадобился после того, как он наслушался записей знаменитого американского кантри-музыканта Джо Уолша и решил, что терзать струны куда интереснее, чем изо дня в день в компании с родителями замораживать сливки.
Надо отметить юношеское упорство Ри: за пару лет кропотливых занятий он достаточно сносно освоил игру на гитаре и даже удостоился приглашения в набиравшую обороты местную группу Magdalene. Его позвали на роль фронтмена и автора песен – к тому моменту он уже мог справляться с обеими этими функциями. Но любопытнее другое – Крис должен был заменить в команде ушедшего в Deep Purple Дэйва Ковердейла (будущего основателя легендарной хард-рок группы Whitesnake. – Прим. ред.). В последующие четверть века ни одно столь же звучное имя не имело отношения к насыщенной музыкальной истории Криса Ри. Настырный британец пробирался к вершинам престижных чартов и укреплял свой профессиональный авторитет практически в одиночку. Во всяком случае без участия каких-либо популярных групп или музыкантов.
Начать сначала
Самыми неоднозначными для Криса оказались 70-е. Он то взлетал, то падал. Поработав еще несколько лет с Magdalene, которая в 75-м поменяла название на настораживающее Beautiful Losers («Прекрасные неудачники»), Ри успел отметиться перед критиками авторитетного музыкального издания Melody Maker, присвоившими его группе титул «Лучших новичков года». А в 78-м, окончательно переключившись на сольную карьеру, Крис с первым же своим синглом номинировался на «Грэмми». Начало лихое, особенно если учесть, что ничего революционного Ри не делал. Он был скорее исполнителем-традиционалистом, нежели новатором. А вокруг бушевала «новая волна», панк-рок, зарождалась эра хард-энд-хеви, и публике требовались радикальные герои. В конце концов такое расхождение с конъюнктурой все-таки накрыло Криса. Сначала к нему охладела Америка, а потом и Старый Свет. Лучшее, что смог в эти провальные годы сделать Ри, – жениться на своей давней пассии Джоан Лесли и зачать двух дочерей. В принципе с музыкой тогда можно было вовсе заканчивать. Крис и сам признавался, что подумывал в начале 80-х о прекращении карьеры. И тут ему от знакомых промоутеров поступило предложение, которое иная уважающая себя звезда сочла бы издевкой, – двинуть в турне по…Финляндии и соседствующим с ней государствам. Крис оказался негордым и согласился на предложенный вариант. Все лучше, чем засунуть гитару в шкаф и заняться цветоводством.
Турне окрылило сына мороженщика. Выяснилось, что Европа в него еще верит, и вторая половина 80-х стала настоящей «болдинской осенью» музыканта.
Адская дорога
Над Крисом, видимо, властна некая магия имен. После того как его первая группа превратилась в «Прекрасных неудачников», он некоторое время стал соответствовать этому определению в жизни. А когда в конце 1989-го он записал свою лучшую, знаковую вещь Road to Hell («Дорога в ад»), долго лидировавшую в британском хит-параде и по сей день входящую во все коммерческие альбомные рок-компиляции, для него началось самое жуткое десятилетие. С профессиональной точки зрения все было замечательно: удачные проекты с различными исполнителями (даже дуэт с Элтоном Джоном), новые небезуспешные альбомы, съемки клипов, рекламных роликов (в частности, для компании «Форд») и участие в кино. Ри окончательно утвердился в статусе маститого артиста. Но он стал физически разваливаться. В 95-м прозвучал первый «звонок», и последовало несколько операций. Крис вполне профессионально изложил свою историю болезни: «Сначала у меня случилось прободение толстой кишки, которое потребовало хирургического вмешательства, а затем начался послеоперационный абцесс, приведший к обширному перитониту». Певца, слава богу, вылечили. И он провел еще несколько активных лет, в течение которых успел заглянуть и в Москву. А затем грянул второй, куда более зловещий залп хворей. Чего греха таить, в 2001-м многие (даже врачи) начали потихонечку мысленно с Крисом прощаться. Ему давали мало шансов на выживание после 14-часовой (!) операции, в ходе которой ему удалили поджелудочную железу, двенадцатиперстную кишку и половину желудка. Позже Ри признался британской прессе, что тогда, под воздействием медикаментов, к нему приходили видения. Например, явился образ блюзовой легенды - певца Блайнда Уилли, и он понял, что свой главный альбом еще не записал. «Только поэтому в тот момент я побоялся умереть», - говорит Крис.
Судьба вновь пощадила музыканта. Его адская дорога вырулила-таки на свет, и озаренным и уверовавшим он вновь включился в студийную работу. А на гастроли сил почти не осталось. Поэтому нынешние – последние. После них Крис намерен никогда больше не выступать под именем Ри. Он войдет в состав трио The Fire Flies и углубится в постижение «музыкальных корней», то бишь, надо полагать, первородного блюза.
Проект для вечности
Откровение, ниспосланное Крису Ри во время сражения с болезнями, видимо, получило свое первое воплощение в виде масштабной работы – нового альбома Blue Guitars. Альбом - это слишком скромно сказано. «Голубые гитары» - полноценное коллекционное собрание из 11 дисков плюс DVD, еще и дополненное художественным буклетом. Крис с некоторых пор увлекся живописью и, возможно, в Кремле даже состоится выставка его картин. В этом проекте 137 песен, выглядящих как исследование блюзовой истории. Значит Ри уже начал движение к «музыкальным корням». При этом музыкант не забывает думать и о простейших, но важных для меломанов вещах, например, о цене подобного альбома. Он посоветовал магазинам не продавать его дороже 40 фунтов. Настоящий блюз должен быть доступен всем. «Если я попаду под автобус или меня прикончит мой панкреатит, – говорит Крис, – этот проект окажется «тем, что создал Крис Ри».