Самый ожидаемый фестиваль года – «Остров Света» – к счастью, отменился не совсем: из Подмосковья его перенесли в сад «Эрмитаж», где в июльские уик-энды будут проходить концерты, связанные одной идеей и одним названием. Вторыми, спустя неделю после «Аквариума» на «эрмитажную» сцену выйдут легенды британского, да и, чего греха таить, мирового прогрессив-рока – группа Jethro Tull во главе с бессменным лидером, певцом, композитором и флейтистом Яном Андерсоном.
Андерсон возглавляет Jethro Tull уже 38 лет, и все эти годы группа последовательно идет своим путем. Андерсон – один из немногих музыкантов, начинавших в 60-е, до сих пор сохраняет активность, при этом не отрабатывая дежурно старые хиты (а таковых хватило бы группе на всю оставшуюся жизнь для безбедного существования), но активно работая с новым материалом – и, что самое главное, не теряя связи с окружающим миром. Флейтисту это удается в полной мере. Скорей всего, это еще и потому, что, будучи человеком стопроцентно прагматичным и дотошным, все свои дела он ведет сам, обходясь без штата менеджеров. Глава компании Green Wave Александр Чепарухин, который вот уже в третий раз привозит Jethro Tull в Россию, рассказывал, что подписание контракта с Андерсоном было едва ли не самым сложным в его жизни – настолько дотошно тот относился буквально к каждому пункту. Кстати говоря, Андерсон удачлив и в бизнесе – вот уже много лет он является одним из самых известных поставщиков экологически чистой рыбы на британский рынок: ниша маленькая, зато своя. Впрочем, что это я все за него да за него? Давайте предоставим слово нашему герою!
Мистер Андерсон, на этот раз вы будете выступать в России на открытой площадке. Я видел такое в Таллинне в 1991-м. Как вы вообще относитесь к выступлениям на open air?
Знаете ли, как я отношусь, всякий раз зависит от множества причин. От того, хороша ли погода, удачно ли выстроен звук, от того, насколько пьяна публика, наконец! В Таллинне пьяных, помню, было множество… Я вообще не очень люблю то, что принято именовать «рок-концерт», для меня важна музыкальная составляющая, а не атмосфера футбольного матча. Мы – не очень-то рок-н-ролльная группа. Во всяком случае, не совсем такая, какими принято считать рок-группы. Мы играем музыку, и это для нас главное.
Тут надо сделать короткое отступление и сообщить, что на сей раз в составе группы – иные музыканты, нежели те, кого мы видели год назад. Вот разве что басист Джонатан Нойз – тот же. За барабанами – сын Яна, Джеймс Андерсон, на гитаре играет юный мюнхенский виртуоз Флориан Опале (он же играет в новой группе еще одной рок-легенды – Грега Лэйка из Emerson, Lake & Palmer). Клавишными заведует Джон О'Хара, а скрипка – вот сюрприз! – трепещет в руках у красавицы Лючии Микарелли, специальной гостьи шоу. Выросшая на Гавайских островах, эта талантливая девушка уже отличилась в группе Trans-Siberian Orchestra и в аккомпанирующем составе Джоша Гробана, записала сольный – довольно удачный для дебюта – альбом, сейчас готовится к выходу второй.
А откуда вдруг взялась скрипачка?
Лючия – великолепная артистка, блестящий музыкант. У нас с ней за плечами несколько на редкость удачных гастрольных туров, мне нравится с ней выступать. Думаю, публика не будет разочарована – ни Лючией, ни новыми аранжировками старых песен, которые мы покажем.
Вы ведь занимаетесь благотворительностью, насколько мне известно? Вот и последний ваш альбом, Aqualung Live, ремейк вашего же классического альбома 1971 года, был записан с этой целью…
Благотворительность – понятие относительное. Вот есть, скажем, сверхбогатые музыканты – Стинг, Элтон Джон. Один из них вкладывает деньги в спасение тропических лесов Амазонки, другой – в борьбу со СПИДом… Я не настолько богат, поэтому я дотирую охрану вполне конкретных диких горных котов. Это реально, это можно увидеть своими глазами… Впрочем, что касается альбома, то тут дело другое. Известно, что вся прибыль от его продажи пойдут в помощь бездомным людям. Они не виноваты, мне кажется, что лишились крыши над головой. Просто кому-то повезло больше, кому-то меньше, и те, кто был удачливей, должны помогать невезучим. Да и потом ведь герой моего альбома 35-летней давности, Акваланг – он ведь бездомный бродяга! И заработал некоторое количество денег. Может себе позволить поделиться с собратьями по несчастью, я считаю (смеется). Потом, тут была и чисто художественная задача. Дело в том, что многие песни с «Акваланга» ни разу не исполнялись вживую, и сделать их для записи перед избранной публикой было чертовски интересно. Так что этот альбом – с двойным дном.
Вы часто работаете соло, но последний на сегодня ваш двойной альбом – тоже концертный, где вы с симфоническим оркестром играете классические треки Jethro Tull. Почему вы решили его записать?
Видите ли, это ведь не рок-альбом. Мне очень нравится работать с академическими музыкантами, потому что они непредвзято относятся к таким вещам. У них другой подход к рок-музыке, к моим композициям, зачастую неожиданный, но всегда освежающий. Они вполне могут не знать, будем честны, кто такой Мартин Барр (гитарист классического состава Jethro Tull), но они – прекрасные музыканты. Поэтому такая запись – это еще и способ проверить музыку Jethro Tull в другом, если можно так сказать, измерении.
Вы как-то обмолвились, что за последние 20 лет не встречались с революционными явлениями в рок-музыке. Однако вы выступаете вместе с относительно молодыми музыкантами, записываетесь с ними – вот как, например, с американцами Young Dubliners…
Ну, одно другого не отменяет. Я могу пояснить свою позицию. Новая рок-музыка взрастает на богатейшем культурном наследии прошлого, и она не меняет картину мира, а лишь дополняет ее. А когда начинали Beatles, The Rolling Stones, когда играли Crimson и Джими Хендрикс, они эту реальность изобретали практически на пустом месте. Все было впервые! А в последние двадцать лет речь идет прежде всего о техническом прогрессе. Но не революции в технике, какой было – это ведь на моей памяти! – изобретение долгоиграющей виниловой пластинки, навсегда изменившее лицо музыки. Посмотрите, как много в музыке нынешних дней семплеров, секвенсоров, компьютеров, электроники! Сегодня рок развивается эволюционно, без резких взрывов и потрясений. Это прежде всего музыка переработки уже созданного – ведь так много всего было создано за такой, в общем-то, короткий срок… Впрочем, что рок? Даже рэп, эта негритянская уличная культура, которая сегодня вроде как самая массовая – да-да, и в Англии, и в Европе – она повторяет тот же путь. Практически все рэперы и хип-хоперы, даже, может быть, не осознавая этого, пользуются тем, что было заложено 25 лет назад такими первопроходцами как, скажем, Грандмастер Флэш. И что касается Young Dubliners, то эти симпатичные американцы уж точно не революционеры! Они играют рок, основанный на кельтской мелодике, делают это хорошо, они играли с нами на гастролях, и я с удовольствием им помог, записавшись на их альбоме.
Но все-таки, кто-то еще вам нравится?
Нравится? Мне нравились очень интересные эксперименты в середине 90-х, когда многие американские группы увлеклись восточной мелодикой, восточной культурой. Из этого могло… да и до сих пор может что-то получиться. Я не теряю надежды. А так мне очень симпатична группа Evanescence.
Вы не только музыкант и бизнесмен, вы еще и стараетесь внести свою лепту в законотворчество. Я с интересом прочитал на сайте Jethro Tull ваше выступление касательно охраны авторских прав. Почему вас так интересует это?
На сайте… Я с этими предложениями недавно ходил к политикам, в том числе и к тем, кто, как мне кажется, имеет реальные шансы руководить Англией в ближайшем будущем. А суть их очень проста. Согласно нынешним законам, по прошествии определенного времени произведения перестают быть собственностью авторов и переходят в общественное достояние. Я как-то задумался об этом, произвел нехитрые подсчеты, и понял – еще чуть-чуть, и общественным достоянием станут записи «Битлз» и тех, кто начинал в ту пору! Да что говорить, наш первый альбом This Was эта судьба ожидает всего через 12 лет… А ведь многие музыканты уже состарились, и авторские отчисления от пластинок – их единственный доход. И они его лишатся. А значит, лишатся возможности шагать вперед и молодые музыканты, потому что авторские отчисления идут ведь и в фонды фирм грамзаписи, которые на свой страх и риск финансируют новичков. Так они просто перестанут это делать! И многих такая перспектива отпугнет от профессии. Значит, есть шанс лишиться новых, прекрасных, возможно, артистов! Европейский Союз сейчас собирается менять законы об авторских правах, адаптируя их под реалии цифровой эпохи. Я считаю, что с реалиями, о которых я говорю, тоже нельзя не считаться – и поэтому авторские права не должны иметь срока давности!
А потом, знаете, музыка должна что-то стоить. Иначе она попросту девальвируется.
Это, знаете, нынче весьма непопулярная точка зрения, хотя ваша аргументация вполне убедительна. Вы сейчас отвечаете на мои вопросы, и это ваше не первое, и, думаю, даже не сто первое интервью. Вы не устали отвечать? Хотя нет, я же видел на сайте ваши ответы на вопросы фэнов, которые они присылают…
Честно говоря, я терпеть не могу интервью. Не люблю я отвечать на вопросы. Тем более если слышу одни и те же в течение тридцати лет! Для этого я как-то составил подробный вопросник-ответник и вывесил на сайте, чтобы избежать повторений. Надо кому – пусть читает. Но в принципе я понимаю, что интервью – это часть моей работы, как бы я к этому ни относился. И мой отказ может оттолкнуть от моей группы, от моей музыки. Хотя, конечно, я тщательно отбирал вопросы поклонников, прежде чем на них отвечать. Остались самые интересные или те, в которых проблема повернута под иным углом. Это даже вдохновляет на дальнейшую работу, показывает, что мы не безразличны людям.
Прямо страшно становится за свои вопросы!
Да нет, по нашей беседе видно, что вы тщательно готовились. И потом, весь остаток сегодняшнего дня будет посвящен только музыке, – как и вчерашний, и позавчерашний дни. Я сейчас отправлюсь репетировать новую композицию, которую собираюсь вскоре показать в Турции. Так что можно и поговорить для разнообразия! (смеется)
Спасибо. Хочется пожелать вам хорошей погоды и публики в день выступления…
Пока что российская публика меня не подводила. До встречи на концерте!