Самое масштабное и амбициозное музыкальное событие лета.
Меломанское счастье случилось благодаря официозному празднику, свежеучрежденному Дню рождения России 12 июня. Откуда он взялся, непонятно, но привычку привозить к нему действительно лучшие оркестры мира надо признать полезной. В первые годы казалось, что такого скопления оркестровой элиты на временном участке в десять дней просто не может быть — к пульту выходили Риккардо Мути и Лорин Маазель, Зубин Мета и Антонио Паппано, Семен Бычков и Мишель Плассон, лучшие российские дирижеры. К хорошему, однако, быстро привыкаешь, и программу этого года уже можно рассматривать трезво. Впрочем, некоторые ее пункты заставляют дрожать от любопытства.
В ней восемь вечеров с музыкантами экстракласса и, что неожиданно, очевидный американский крен — приезжают симфонические оркестры обеих Америк. Играть будут не ради «галочки», а по два добротных вечера, и наряду с европейской классикой представят и свою «родную» академическую музыку. Национальный симфонический оркестр Кубы и Филармонический оркестр Боготы (Колумбия) отдадут два вечера знойным опусам композиторов Латинской Америки. Но прежде покажут, что им подвластны также произведения Чайковского, Римского-Корсакова, Респиги и — впервые на фестивале — Малера. Знаменитый Хьюстонский симфонический оркестр из США, во главе которого стояли крупнейшие дирижеры мира от Леопольда Стоковского до Андре Превина, сыграет симфонии Моцарта, Брукнера и Шостаковича. Но и тут не без сюрпризов: гвоздем фестиваля станет симфония «Атомный доктор» знаменитого американского авангардиста Джона Адамса, и это российская премьера.
По традиции Россию представляют региональные оркестры, без особой огласки усиленные столичными коллегами. Открывающий фестиваль Ярославский Академический представит сочинения Чайковского и удивительного композитора бывшего СССР Авета Тертеряна, за пультом ученик маэстро Геннадия Рождественского худрук оркестра Мурад Аннамамедов. А завершит фестиваль АСО Московской филармонии с Юрием Симоновым за пультом и любопытнейшей патриотической программой «Музыка истории российской», о которой мы еще непременно напомним.