Третий по счету Международный фестиваль Мстислава Ростроповича стал самым представительным за всю его историю.
Есть у фестивалей (и не только) парадоксальное «правило третьего»: первый всегда прекрасен, второй, по инерции, как минимум неплох, но настоящей проверкой на прочность становится третий. Пафос нового события уже позади, зато серьезность затеи как на ладони, и по третьему ясно, есть ли у него будущее. Фестиваль большого человека и музыканта Мстислава Ростроповича к этому общему правилу добавил специфику. Казалось, что генерируемый семьей маэстро Славы фестиваль рискует захлебнуться, распылить силы на одноименный и тоже высокого класса фест в Баку. Но этого, к счастью, не случилось. Какими нервами он дался семье Ростроповича на столь качественном, экстра-класса уровне, остается за кадром. А в фокусе — афиша, вызывающая у нормального меломана резкое повышение тонуса.
Впереди еще много событий, на текущей декаде их три. В Колонном зале Дома Союзов, в девичестве Благородного собрания, играет авторитетнейший Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии имени Д.Д. Шостаковича (4 апреля). У пульта маэстро Юрий Темирканов, за роялем Алессио Бакс, в программе только Рахманинов — Москва давно не слышала и, поверьте, еще нескоро такое услышит. Формально схожий концерт будет через десять дней в том же зале, только в программе Роберт Шуман и Сергей Прокофьев, а играют элегантный Оркестр де Пари с умудренным Пааво Ярви и молодая знаменитость — виолончелистка Алиса Вайлерштайн. Обозреватель «ВД» имела удовольствие слушать ее на финальном концерте Премии молодых дирижеров Нестле и Зальцбургского фестиваля (Nestlé and Salzburg Festival Young Conductors Award) и готова поручиться, что мастерство и темперамент юной звезды найдут отклик у публики.
Абсолютно уникальный «Парад виолончелей» (12 апреля): с одной стороны, он свидетельствует, что программой занималась семья — только близкие люди могли так тонко уловить, чему бы порадовался маэстро Слава, с другой — это не столько концерт, сколько акция преклонения русских музыкантов перед маэстро (для многих из них он был учителем) и перед удивительным инструментом — виолончелью. Только представьте: Давид Герингас, Иван Монигетти, Александр Князев, Денис Шаповалов, Борис Андрианов, Александр Бузлов, Кирилл Родин, Евгений Румянцев плюс виолончелисты РНО, ГАСО имени Светланова, «Новой России», АСО, МГАСО, БСО, «Виртуозов Москвы» и Musica Viva — всех московских оркестров! Как удалось их собрать — загадка, но в результате греза наяву и духовный подъем, ради которого и стоит затевать фестивали.